О театре

«Русская классика». Взгляд в будущее

С 24 по 28 октября в Орловском государственном академическом театре им. И.С. Тургенева проходил VIII Международный театральный фестиваль «Русская классика». В нем приняли участие девять спектаклей из Минска, Белгорода, Рязани, Лобни, Владимира и Орла. Согласно названию – «Русская классика» – в конкурсной программе были заявлены спектакли, поставленные по классическим произведениям русской литературы. Однако по форме постановки могли быть как традиционными, так и авангардными, приветствовались любые интересные сценические решения и неожиданные трактовки.

Романтика и ирония вместо социальности

По мнению жюри, «Лучший спектакль» фестиваля – «Волки и овцы» Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина. Режиссер-постановщик – Александр Кузин.
Ни одного свободного места в зале, и это, казалось бы, на «старомодной» классике – пьесе, написанной в 1875 году одним из столпов отечественной драматургии, основоположником русского национального театра.

В последнее время все заметнее усталость сегодняшнего зрителя от нарочито искусственных режиссерских идей, часто менее глубоких и оригинальных, чем предложенные драматургом; от обилия хитроумных технических трюков и инноваций, заменивших собой человека на сцене, оставивших в стороне пристальное, неожиданное, часто остроумное душеведение, исконное для русской сцены.
Спектакль продемонстрировал то лучшее, что соответствует центральным идеям русского искусства: полнокровие представленных характеров, тщательно выпестованный внутренний мир героев, особую атмосферу, присущую поэтике конкретного автора, уважительное отношение к авторскому стилю и тексту. При этом спектакль ощущается как современный, живой, легкий по форме и свободный, небанальный по содержанию. Язык Островского, меткий, светлый, ювелирной выделки, играет всеми красками.

Социальная проблематика вынесена на второй план: здесь на авансцене любовная история, в которой найдется немало поводов для улыбок, где и лирика, и ирония, и хитросплетение любовных страстей и интриг, и приятное послевкусие теплого летнего вечера.
Марина Русакова за образ умной, проницательной лицемерки и прожженной интриганки Мурзавецкой получила диплом в номинации «Лучшая женская роль».

Второе рождение «школьной классики»

В номинации «Лучшая режиссура» победил Алексей Доронин со спектаклем «Дубровский» ОГАТ им. И.С. Тургенева.
Спектакль опровергает устоявшееся мнение о несценичности произведений Александра Сергеевича, доказывает, что природа пушкинского творчества не тотально конфликтует с законами театрального искусства и при всей классичности открыта эксперименту и иным трактовкам.
Незаконченность романа и, по сути, открытый финал дают большую, в сравнении с полностью литературно обработанным, выверенным авторским текстом, свободу интерпретации.
В отношении сюжета спектакль не пошагово следует за содержанием романа. Например, в финале инсценировка принципиально отличается от пушкинского текста: Троекуров оказывается убит. В центре спектакля – проблема мести.

Троекуров в спектакле более зловещ, чем в тексте Пушкина. На сцене мы видим человека, почти всецело воплотившего в себе злое начало. Упивающийся абсолютной властью, тщеславный, жестокий, не считающийся ни с кем, сластолюбивый, порочный, не имеющий ни одной глубокой привязанности уездный автократор Кирила Петрович царственен и самодостаточен, так как уверен в подчинении окружающих. Ведь им отлично известно: при малейшем повиновении их свернут в бараний рог.
Короля делает свита – а вокруг одни холопы. Но находится человек, не желающий повиноваться, выбивающийся из системы, – Дубровский. Он в одиночку противостоит цепным псам и молодчикам Троекурова, а также умному, хитрому, коварному, не знающему жалости Шабашкину (Николай Чупров).
У Пушкина Троекуров не столь инфернален, более приземлен, и ему присуще нечто человеческое. Но дело в том, что в незаконченном романе сделана попытка исследовать скорее не природу абсолютной власти, а феномен русского бунта, его истоки, приметы и последствия.
Актерская работа Павла Ивановича Легкобита отмечена специальным призом жюри фестиваля «Русская классика». Николай Евгеньевич Чупров награжден дипломом в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».

Артисты и лицедеи запретного леса

В номинации «Лучший актерский ансамбль» победил Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» со спектаклем «Лес». Режиссер-постановщик Вера Анненкова. Диплом в номинации «Лучшая мужская роль» присужден Валерию Лагоше за роль Несчастливцева.
Спектакли «Лес» и «Волки и овцы» – оба по произведениям Островского, и оба доказывают, что так называемая классика не нечто занудное, под слоем вековой пыли, обязательный пункт культурной программы, куда насильно загоняют школоту и студентов, а современный контент, но со знаком качества, который не отринуло ни одно из предшествующих поколений. Публика увидела остроактуального, живого Островского, чьи наблюдения проницательны, рассуждения объективны, а язык, с его красотой речевых оборотов, неподражаемым юмором, достоин искреннего восхищения.
Пьесу «Лес» нередко называют театром в театре, что на сегодняшний день модный художественный прием. Создатели спектакля исследуют тему маски в широком смысле слова: загадка ее природы; человек в маске и без – каков он; кто правдив: тот, что в маске по призванию или по личному выбору.

В спектакле, как и в пьесе, обыгрывается известная цитата из комедии Шекспира, ставшая аксиомой: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль». Театр, в котором действуют персонажи «Леса», в жанровом отношении именно комедия, комедия человеческой жизни. Глазами трагика Несчастливцева (Валерий Лагоша) и комика Счастливцева (Николай Рожков) зрители наблюдают театр госпожи Гурмыжской (Ирина Агейкина), этого «Тартюфа в юбке», которая и себе избрала вполне конкретную роль, и распределила роли среди ее окружающих в усадьбе Пеньки.

Зрителями этой комедии поневоле становятся провинциальные актеры. Их образы – метафора боли художника из-за ужаса и несправедливости, творящегося в мире, желание изменить его к лучшему. Валерий Лагоша через своего героя обращается к нынешнему зрителю, ставя перед ним важнейшие общечеловеческие вопросы: что случилось с подлинными ценностями, деньги или все же сам человек решает собственную судьбу, что есть честь и бесчестие для нас сегодняшних?
Артист с живой душой, выступающий против остервенелых обитателей дремучего леса, кишащего хищниками, противопоставляется обывателям, ломающим жестокую комедию, уподобившимся злым, алчным комедиантам.

Диплом за «Лучшую сценографию» достался спектаклю «Сказка о рыбаке и рыбке» Орловского театра кукол. Художник-постановщик Борис Аксенов. Премьера приурочена к 220-летию со дня рождения Александра Сергеевича. Сценическое оформление под черновики Пушкина и интересное прочтение характеров сказочных персонажей находят отклик и у детей, и у взрослых.

    12.11.2019