Популярный современный драматург американец Нил Саймон в октябре 2006 г., в канун своего 80-летия, был удостоен одной из самых престижных наград в области комедии и юмора — премии Марка Твена, учрежденной фондом Джона Кеннеди.
«Я знаю, что достиг всего, — признался Саймон в интервью „Вашингтон Пост“. — Мне не нужно больше денег, чем я заработал, нет наград, которых я бы не получил. У меня нет причин, чтобы писать пьесы, кроме двух: я жив, и мне это нравится.»
Его родители, эмигранты из Одессы, обосновались в Нью-Йорке. Здесь он и родился. Именно здесь, на Бродвее, в 1963 г. была поставлена его первая комедия «Босиком по парку». Она принесла автору легендарную известность. С тех пор ее сценическая репутация безупречна — комедия не сходит с мировых подмостков. Недавно на Бродвее в спектакле «Босиком по парку» на сцену впервые вышла актриса кино Аманда Пит, а партнером ее стал Патрик Вилсон, знаменитый по фильму «Призрак оперы».
За свою долгую жизнь Нил Саймон написал немало пьес. Их играют в Европе, многие с успехом идут и в российских театрах. Почти все они экранизированы, причем Саймон всегда — автор сценария. И в наши дни зрительским вниманием пользуется старый фильм «Босиком в парке» с Джейн Фондой и Робертом Редфордом.
Постановщик спектакля на тургеневской сцене известный петербургский режиссер Анатолий Морозов так говорит о достоинствах этой комедии: «Ее герои — самые обыкновенные люди, и ситуации, в которых они оказываются, могут происходить в любой точке земного шара, всюду, где есть любовь и стремление к гармонии, проблемы поколений, взаимоотношения отцов и детей. Молодые непременно хотят самоутвердиться, обрести себя, а родители желают счастья своим детям.
Пьеса обладает душевностью и человеческой теплотой, юмором, парадоксальным причудливым сюжетом, эмоциональным строем. Обычно под Новый год мы снова и снова смотрим фильм-сказку Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» И в этой нашей декабрьской премьере «Босиком по парку» есть своя ирония судьбы человека, нежное сердечное послание, которое, несомненно, согреет зрителей.
Сегодня гамлетовский вопрос: Быть или не быть? Сводится к жесткому — Быть или не быть нам завтра? И если мы приласкаем свои сердца добрым теплом, наберемся светлой энергии, тогда завтра нам легче станет «быть!»
Любовь, — говаривал Платон, это поиск своей половинки, которая где-то затеряна в мире. Но вот чудо свершилось, половинки соединились! Как теперь сохранить чувство, добиться гармонии, как избежать страшнейшего из бедствий — инфляции любви?
Они женаты всего шесть дней. Юная, взбалмошная, импульсивная Кори увлечена сотворением мира своей семьи. Ее сердце переполняет любовь. Она хочет скорее сделать счастливыми своих близких. Рвется вперед без оглядки. Мечтает обустроить одинокую мамину жизнь.
Пол, начинающий адвокат — терпелив, рационален, покладист. У него напряженный ответственный момент: предстоит слушание в суде его первого дела. Кори уверена, что ее энергии и воображения достаточно, чтобы превратить снятую ими унылую, неустроенную квартиру под самой крышей в шестиэтажном старом особняке без лифта в уютное гнездышко. Однако, их первое с Полом пристанище становится домом с препятствиями: дыра в высоком стеклянном потолке, ледяные батареи и странный пожилой сосед Виктор Веласко, обитатель мансарды, отчаянный ловелас, прозванный синей бородой Сороковой улицы Нью-Йорка. Он задолжал хозяину за несколько месяцев, и проникает к себе... через спальню молодоженов. Кори знакомит Виктора со своей мамой, чувствительной и деликатной, скрывающей свою незащищенность за панцирем грустного юмора.
Кори с ее умением радоваться жизни, с ее склонностью к неожиданностям, приключением, озадачивает и раздражает некая правильность мужа, его привычка не торопиться, вглядываться, оценивать ситуацию. Она огорчена отказом Пола пробежаться босиком по уже почти зимнему парку. Так начинает повседневная драма мелких несовпадений, обид. Первую размолвку с мужем Кори воспринимает как страшную катастрофу — и требует развода. Не сразу к ней приходит понимание, что дело не только в нем, но и в ней. Она пытается разобраться в себе и в отчаянии просит совета у своей мамы. А совет этот мудр и прост: чуточку поступись собой ради того, кто тебе дорог, уважай его, никогда не превращай жизнь в игру. А в это время Пол... Нет, пересказывать комедию Саймона, трогательную и смешную, нет смысла. Ее надо смотреть, соучаствовать в ней, сопереживать. И каждый найдет в ней что-то свое.