Продолжительность спектакля — 1ч.45 мин.
Юбилей Н.В.Гоголя приходится на 1 апреля 2009 года — весеннее число, обретшее репутацию Дня смеха. Весьма занимательное сближение! О смехе Гоголя, его неразгаданных тайнах, его неисчерпаемости написаны сотни исследований. И он по-прежнему манит, втягивает в свой зачарованный круг, волнует неизвестностью. Светлый смех Гоголя не обличительный только, он согрет сочувствием и состраданием. Он всегда дает робкую надежду на человеческое в человеке.
Современники Гоголя свидетельствовали, что к созданию комедии «Игроки» писателя подтолкнули замечательные устные рассказы актера М.С.Щепкина о поразительных розыгрышах и проделках разных шулеров. Тому нет печатных подтверждений, но сценическое рождение «Игроков» безусловно связано с именем великого актера, который оставил такой неизгладимый след и в судьбе Орловского театра.
В конце мая 1842 г. М.С.Щепкин был в Орле проездом, откликнулся на уговоры задержаться и сыграть с местной труппой два спектакля. Актер порадовал орловских театралов своими короткими блестящими гастролями. Как раз именно в этом благословенном году Н.В.Гоголь, от которого знаменитый актер всегда ждал репертуарного чуда, ролей-событий, подарил ему все свои комические сцены, только что опубликованные в собрании сочинений. И в начале 1843 г. в свой бенефис на сцене Малого театра М.С.Щепкин сыграл в премьере «Игроков» роль Утешительного. Роль эта стала одной из лучших и любимых в его репертуаре. Первые зрители комедии переживали подлинное потрясение, так как до самого финала пребывали в заблуждении, как и главный герой Ихарев, не подозревающий, что жертвой искусной плутни, в которой он так упоенно и азартно участвовал, является он сам. И эта неожиданная развязка плутовской интриги ошеломляла, поражала неизъяснимо, как и мир жестоких роковых страстей, открывавшийся в схватке авантюристов.
...Молодой игрок Ихарев останавливается в гостинице провинциального городка. С ним — его творение, его изобретение, итог огромного, фантастического труда — заповедная колода крапленых карт. Создавая ее в течение полугода, он чуть не лишился зрения. Ихарев даже наделил ее именем — Аделаида Ивановна. Он испытывает к ней особые чувства, ей поверяет свои безумные планы и сокровенные мысли, с нею готов разделить восторг соблазнительной игры. В ней — его надежды на великие победы, наполеоновские мечты возвыситься, желание заслониться от скуки и тоски жизни. В ней — будущие Удача и Власть. Ихарев уверен в себе, предчувствует великое восхождение. Он не хочет быть под колесом судьбы. Все его силы, душевные и физические, находятся в праздничном, торжественном напряжении. Вместе с Аделаидой Ивановной он задумывает расставить страшный капкан для карточных жертв. Он готов к необычным приключениям и битвам за карточным столом. Дело за малым — заманить в сети игры какого-нибудь крупного зверя! Его идеал — «Прожить с тонкостью, с искусством, обмануть всех и не быть обманутым самому — вот настоящая задача и цель». Аделаиде Ивановне он сулит в случае выигрыша поставить в своем сельском имении мраморный памятник...
И.С.Тургенев, чье имя уже свыше шести десятилетий носит орловский театр, очень любил Гоголя, этого «необыкновенного гениального человека, творения которого чуть не знал наизусть». Сообщая Полине Виардо о его кончине, он размышлял о масштабе утраты: «Для нас это был более чем только писатель: он раскрыл нам себя самих». Пожалуй, то же самое с волнением ощущаем и мы, живущие в ХХ1 веке.
У Н.В.Гоголя был редкий дар — «он в высшей степени обладал чувством театра». И люди театра — режиссеры, актеры и зрители ему безмерно благодарны.
Сценической гоголиаде в России 175 лет. И в Орле главные комедии классика «Ревизор» и «Женитьба» играли в разные сезоны 19-го века и в начале 20-го столетия. С начала 40-х по 80-е годы прошлого века было, правда, всего два обращения к гоголевскому наследию и оба раза на орловской сцене ставился «Ревизор».
В начале 90-х в театральном Тургеневском Доме диалог с Гоголем становится более интенсивным. После памятного спектакля-события «Ревизор» в постановке Бориса Голубицкого на афише появляются «Женитьба» (режиссер — А.А.Морозов), затем «Старосветская любовь» (режиссер — В.С.Ровинский) и, наконец, более века не ставившиеся в Орле «Игроки».
Парижская Ассоциация друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран, музей И.С.Тургенева в Буживале проводили весной 2009 г. в столице Франции празднование 200-летия Н.В.Гоголя и Международный коллоквиум «Смех Гоголя и Тургенева». В юбилейных торжествах участвовал и наш театр, единственный в мире носящий имя Тургенева, со спектаклем «Игроки» Н.В.Гоголя.