Продолжительность спектакля с антрактом — 2 ч. 15 мин.
Болгарский автор Недялко Йорданов не раз рассказывал в интервью, как у него в 1987 г. зародилась дерзкая идея «дописать» пьесу-загадку «Гамлет», развить то, что Шекспир легкомысленно или нарочно упустил. А именно — что стало с актерами, когда король Клавдий, взбешенный и потрясенный представлением, которое они разыграли, прервал его внезапно и покинул залу. Вообразим себе их, воодушевленных небывалым шансом, который им выпал, а теперь напуганных и растерянных. Волею случая бродячие актеры оказались поблизости Эльсинора и были неожиданно приглашены в королевский замок, чтобы рассеять скуку принца. У Шекспира они безымянны.
Гамлет, притворяясь помешанным, ищет подтверждения ужасной правде, открытой ему Призраком — о содеянном нынешним королем Клавдием злодейском отравлении своего брата, отца принца. По просьбе Гамлета лицедеи разыгрывают старинную пьесу «Убийство Гонзаго» со сходным сюжетом и сочиненной им же пантомимой. Это знаменитая «Мышеловка», поворотная сцена трагедии. Больше Шекспир о них не упоминает. И Гамлет не задумывается, что будет с ними, если выпущенная им в спектакле стрела достигнет цели — совести Клавдия. Н.Йорданов делает актеров главными героями своей пьесы. Всем пятерым, кроме суфлера, дает имена. Они такие разные: вздорные и тщеславные, расчетливые и беспечные, гордые и трусливые, — но это в закулисье, а на сцене они самоотверженно служат своему идолу — театру. Среди действующих лиц пьесы есть и персонажи из шекспировской трагедии — первый королевский советник Полоний, его дочь Офелия, Горацио, друг Гамлета. Все они предстают в необычном преломлении. Йорданов позволяет зрителям рассмотреть характеры и судьбы комедиантов, оказавшихся в паутине придворных игр. Узнать, что с ними произошло в недолгое время, проведенное в Эльсиноре. Удалось ли им унести ноги? Выпустили ли их из замка с обещанным неслыханно высоким гонораром, или на них обрушился гнев Клавдия и королевская мышеловка захлопнулась? Автор добивается поразительного эффекта — до самых финальных слов не ослабевает притягательность интриги, зрительский интерес к происходящему. Актеры — «сокращенная хроника времени» — так их характеризует Шекспир. При всей неустроенности и вечной необеспеченности, только ли щедрые посулы заставляют их играть это опасное представление? Или их увлекает смелая возможность выкрикнуть во весь голос то, о чем шепчутся вокруг, сказать правду невинным текстом старой пьесы. Йорданов убежден, как и его герои: «Десять королей не могут сделать то, что может сделать один актер». Его волнуют проблемы, актуальные во все времена: люди искусства и властьпредержащие, взаимоотношения художника и власти. И как говорит в его комедии Полоний: «Люди искусства что аппендикс. В спокойном состоянии они безвредны, а если начнут досаждать, требуется их вырезать».
Талант Недялки Йорданова универсален: поэт, бард, драматург, режиссер, музыкант. Почти полвека его жизни связаны с театром. Его перу принадлежит свыше тридцати пьес. Имя драматурга уже появлялось на тургеневской афише. В сезоне 1987-88 гг. болгарский режиссер Христо Минчев поставил на нашей сцене его лирическую комедию «Одна за всех, все за одну». Театр в то время возрождал творческие контакты со сценическими деятелями города-побратима Разграда. Спектакль был отмечен дипломами Всесоюзного фестиваля болгарской драматургии. Любопытное сближение: как раз в это время Недялко и создавал свою знаменитую теперь пьесу «Убийство Гонзаго» в память о погибшем в 1947 г. при непроясненных обстоятельствах отце, которому было тогда 34 года. Его мучили и ожоги собственной творческой судьбы. Поначалу она складывалась ладно и успешно. Его пьесы собирали полные залы на родине, охотно ставились за рубежом. Как-то на одном из болгарских фестивалей игралась премьера его новой драмы. Неожиданно на спектакль приехал сам Тодор Живков, глава государства. Представление ему резко не понравилось, и карьера драматурга и поэта оборвалась, его имя исчезло с афиш, он оказался в полной изоляции.
«Убийство Гонзаго» Йорданов представил на сцене родного театра в Бургасе в 1989 г., незадолго до падения Берлинской стены, на пороге демократических преобразований. Тогда ее появление было подобно взрыву. С тех пор она играется во многих странах — Франции, Бельгии, Румынии, Грузии, Эстонии, Японии. Пожалуй, это самая популярная в мире болгарская пьеса. Но больше всего она востребована в России. В 2010 — в год своего 70-летия, Н.Йорданов выпустил премьеру «Убийство Гонзаго» в софийском театре «Слеза и смех» и был поражен ее современным звучанием, как будто написал пьесу только вчера.
Премьера «Королевской мышеловки» открыла в мае 2011 г. Международный театральный фестиваль «Новая болгарская драма» в г.Шумен, затем ей аплодировали зрители Разграда, города-побратима Орла.