В год 160-летия романа «Обыкновенная история» его сценическая версия впервые появилась в репертуаре Тургеневского театра. В летописи минувших сезонов есть свидетельства об обращении к заключительной части знаменитой романной трилогии писателя — «Обрыву» в 1915, 1950 и 1970 годах.
И.А.Гончаров (1812-1891 гг.) — автор из ближнего тургеневского круга, старший современник нашего великого земляка. В его прозе — само движение русской жизни, полные драматизма человеческие судьбы, вечные вопросы бытия. «Обыкновенной историей» он дебютировал в литературе, читал ее весной 1846 г. на квартире В.Г.Белинского. Критик осыпал начинающего автора горячими похвалами, а позднее писал: «На его долю выпала слава небывалого успеха. „Обыкновенная история“ произвела в Питере фурор, соединив все мнения в свою пользу». В 1847 г. роман был напечатан в журнале «Современник». Молодой Лев Толстой рекомендовал в письме: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми не можешь ни с одним согласиться, но зато свой собственный становится умнее, яснее».
Особое очарование «Обыкновенной истории», ее невременный интерес сыграли удивительную роль в складывающейся судьбе драматурга Виктора Розова. Получив в первом же своем бою в июле 1941 г. тяжкие ранения, обреченный, по мнению врачей, он чудом выжил, возвратился в Москву и привез из госпиталей инсценировку «Обыкновенной истории», написанную на чистых обратных листах амбарной книги. И вопреки правилам, по которым в Литературный институт с инсценировками не брали, поступил в него. А в середине 60-х гг. молодой театр «Современник» отыскал в архивах института эту амбарную книгу с инсценировкой своего любимого автора Розова и поставил первый в своей десятилетней истории спектакль по русской классике. Спектакль и В.Розов, снова в нарушение принятых правил — обычно Госпремию давали только за оригинальную пьесу, — были удостоены Государственной премии.
Первый роман И.А.Гончарова и сегодня популярен, часто переиздается. Живая мысль автора продолжает волновать, встречает отклик. Это вечная книга о молодости, вступающей в жизнь, о молодой душе, которая верит, любит и разочаровывается. Любовный роман о воспитании чувств, о познании мира и себя самого. И любовь как проверка героя, проявление его характера.
«Когда я писал „Обыкновенную историю“, я, — признавался Гончаров, — конечно, имел в виду и себя и многих подобных мне, учившихся дома или в университете, живших по затишьям, под крылом добрых матерей, и потом — отрывавшихся от неги, от домашнего очага, со слезами, с проводами и являвшихся на главную арену деятельности, в Петербург». И пояснял смысл названия: «Обыкновенная — значит не простая, но история, так по большей части случающаяся. То есть, повторяющаяся из поколения в поколение». Она случается в любой век, но каждое следующее поколение проживает ее по-своему.
Неотвратима смена эпох, неизбежны перемены в нравах, быту, в сердце человеческом. Сюжет романа и сегодня, в начале 21 столетия, так же современен и волнующ, как и в гончаровскую пору. Разве что все более жесткими и неумолимыми становятся требования века.
Как жить? В чем поэтическое начало бытия и как оно должно сочетаться с его житейской прозой? Эти вопросы занимают и мучают Сашу Адуева, юношу восторженного, с нежным сердцем, чувствительной душой, мечтающего о благородном поприще, исполненного возвышенных надежд. Дядя его, Петр Адуев, тоже еще довольно молод. Человек порядочный, деятельный и энергичный, он пытается помочь юному провинциалу войти в непростой петербургский мир, охотно дает ему уроки жизни. И первый из них — мечтать в Петербурге некогда. Здесь дело надо делать! Все прежние понятия о дружбе, счастье, сердечных привязанностях надо просто перевернуть вверх дном.
Их живые, страстные диалоги, споры, полные юмора и драматического напряжения, непрерывные столкновения не ослабевают и в финале. Однако теперь Александр Адуев, пройдя через муки любви и ревности, испытав обиды, заблуждения, разочарования, душевную пустоту, освободился, наконец, от прежних идеалов и надежд, замечательно освоился и в этом мире, и в этом веке. Он все дальше от сердца, от нравственных устремлений. Успешен в карьере, выгодно женится. Все увереннее движется он наравне с веком, жестким и практичным. И век нынешний ему искренне по душе!
А старший Адуев через годы пожалел о прежнем своем небрежении к душевным порывам, к сердечным чувствам, усомнился в бесспорности своей жизненной философии.
Создатели спектакля стремились заинтересовать этим классическим произведением молодых зрителей, увлечь их, чтобы классика, ее живые образы стали частью их души, помогли обрести духовность, которая и создает Человека.