Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Миллионерша

Бернард Шоу. Шоу-фарс

Продолжительность спектакля с антрактом — 2 ч.40 мин.

Как-то Бернард Шоу опоздал на спектакль. Капельдинер, открывая ему ложу, попросил вести себя потише. «Что, зрители уже заснули?» — поинтересовался драматург. А на спектаклях по его пьесам публика вела себя бурно. Шоу хотел, чтобы на его представлениях в зале не было скуки, чтобы зрители хохотали, негодовали, затихали, а в финале вспыхивали споры. У него было идеальное чувство театра. Это был его мир, тайну которого он пытался разгадать изнутри. В молодости приближался к нему, работая музыкальным и театральным критиком, затем принялся писать пьесы. И как сам он иронично заметил, — «человеку, написавшему две-три пьесы, — а с Шоу это случилось в 30-летнем возрасте, — потом трудно остановиться.» И он не мог остановиться в течение шести десятилетий, до своего последнего земного часа. Именно театр принес ему мировое признание.

Джордж Бернард Шоу (1856-1950 гг.) — лауреат Нобелевской премии в области литературы (1925 г.), самый прославленный после Шекспира британский драматург. В 1938 г. удостоен «Оскара» за сценарий фильма «Пигмалион». Его перу принадлежат 56 пьес разных жанров, многие из них — в золотом фонде мировой классики. Когда он умер, по всему миру в знак скорби погасли огни в театрах.

В Лондоне уже сорок лет радует зрителей театр, носящий его имя. Проходят ежегодные фестивали, ему посвященные. А в Америке известная нью-йоркская труппа в течение последних нескольких лет сыграла премьеры 43-х пьес Шоу.

Он остался в живой памяти мира не только как выдающийся драматург, но и как мудрец, острослов, добрый оригинал, великий пересмешник, автор блестящих афоризмов, которыми искрятся диалоги его эксцентричных героев, непредсказуемый мастер розыгрышей, человек-событие! Его знаменитые парадоксы, интеллектуальное озорство стали легендами. Он любил вызывать переполох. Популярность его при жизни была фантастической.

В канун своего 75-летия, в 1931 г., Шоу приехал в Россию и праздновал юбилей в Колонном зале. Он знал тогда одно русское слово — товарищ и говорил, что оно ему очень по душе. В разгар Второй мировой войны, когда ему предложили выступить в прямом эфире по Британскому радио, он произнес всего два слова: «Помогите России». А в 78 лет отправился в кругосветное путешествие. Впрочем, биография Шоу в его пьесах.

Хотите познакомиться с ним поближе, встретиться с этим остроумным и незаурядным собеседником, посмотрите спектакль «Миллионерша». Эта поздняя гротесковая комедия (1935 г.) — «волшебная шкатулка, — по определению А.Эйнштейна. Она заряжена игрой, сказочной энергией, действенна, заразительна и при этом поэтична.

«Назначение театра в том, чтобы возбуждать людей, заставлять их думать, а не давать им готовые решения.» С этим утверждением Шоу солидарен постановщик спектакля Анатолий Морозов: «Комедия затрагивает острые проблемы, которые будоражат человечество с незапамятных времен: отношения между человеком и деньгами, власть денег над душами людскими, искушение богатством. Уже в самом названии заложено конфликтное начало. Не более привычное „миллионер“, а „миллионерша“. Женщина и деньги — как это соединяется, как меняется женская природа. Женщина среди миллионов... Как сохранить свое духовное богатство при этом. Не хочу назидательных ноток в спектакле, но так важно поставить вопрос, а искать ответы должен каждый в своей жизни».

Героиня комедии Эпифания, что значит «богоявление», — натура яркая, талантливая, энергичная, дерзкая, с нравом заразительным и причудливым. Единственная наследница многомиллионного состояния. Отец уверял ее, что в Библии сказано: держись за деньги — остальное приложится! Опасаясь за нее и за судьбу миллионов, страшась неудачного замужества дочери, взял с нее клятву, что каждого, кто сделает ей предложение, она подвергнет следующему испытанию: превратить за шесть месяцев данные ему 150 фунтов стерлингов в 50 тысяч. Известный чемпион по теннису, рискуя оказаться за решеткой, справился с этим заданием и получил в жены самую богатую наследницу Англии. Но как говаривал Шоу — и в дружбе, и в любви рано или поздно наступает срок сведения счетов. И судьба так неожиданно разворачивает жизненную ситуацию, что уже самой Эпифании предстоит выполнить подобное жесткое условие: прожить полгода собственным трудом, забыв о миллионах...

И сквозь парадоксальный мир фарсовой комедии проступает ироничное и пророческое размышление автора о нашем веке, когда технический прогресс позволил человеку летать по воздуху, «как птица, плавать под водой, как рыба. Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».