Продолжительность спектакля с антрактом — 2 ч.30 мин.
В августе 1860 г. И.С.Тургенев принимал морские ванны в городке Вентноре на острове Уайт, часами гулял по песчаной полосе вдоль моря. В оригинальном местном музее, где собирались необычные экспонаты — все, что было когда-то выброшено на сушу, — его привлекли обломки старинной галеры. На них можно было разглядеть ее название «Молодая надежда» — впечатляющий образ дерзких устремлений человека и бренности всего сущего. Тогда у писателя и возник замысел будущего романа.
«Отцы и дети» Тургенев писал в Спасском. Здесь, во флигельке, в июле 1861 г. вывел «последнее блаженное слово» романа. Его главный герой Евгений Базаров так завладел автором, что Тургенев какое-то время вел от его имени дневник, учился воспринимать мир его глазами. А когда писал сцену смерти, то «отклонял голову, чтобы слезы не капали на рукопись».
Роман при своем появлении вызвал целую бурю негодований, протестов, незаслуженных нареканий. Он был оглушительно популярен. За ним закрепилась репутация одного из самых шумных и скандальных. По свидетельству современников, он был прочитан даже теми людьми, которые со школьной скамьи не брали в руки книги. Многие были ошеломлены, потрясены центральной фигурой нового тургеневского произведения.
Евгений Базаров — талантливый молодой человек, одаренный энергией и волей. На перепутье чувств и мыслей не знает, куда направить вложенные в него природой силы. Не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни один принцип на веру. Натура самолюбивая, мятущаяся, он сознает, что может многое в этой жизни совершить. Бесцеремонно и резко отрицает любовь, поэзию, красоту природы, родственные связи, оберегаемый поколениями уклад. Тургенев проводит своего героя по кругам жизненных испытаний. Базаров переживает трагическую любовь, открывает в себе сердечное воображение, зависимость от простых, обычных законов человеческой жизни, свою причастность к естественным заботам, страданиям и радостям. И перед ранней нелепой смертью его настигает горькое прозрение.
Без малого полтора столетия отделяют нас от событий великого провидческого романа Тургенева. С тех пор образ Базарова получил столько толкований, наслоений, характеристик, не всегда искренних, данных подчас в угоду правящей идеологии. Заключенный в самом названии вечный смысл этого классического произведения по-новому пульсирует, отзывается в душе каждого из нас.
Для постановщика спектакля заслуженного деятеля искусств России Б.Н.Голубицкого взаимоотношения отцов и детей — глобальная проблема нации. В стане тех и других царят бесконечные споры, конфликты, рожденные непониманием, поиском новых духовных ценностей, стремлением к самоопределению. Важен момент выбора пути: двигаться ли по проторенной дороге, как это делает Аркадий Кирсанов, или лететь наперекор судьбе, как Базаров. Сам Тургенев задумывал Базарова антигероем: демократ, выступающий против своего народа, влюбленный, идущий против собственной любви. И гибель его неслучайна: автор именно так видит будущее человека, восставшего против корней естественного течения жизни. Через Базарова проходит очень волнующая сегодня тема разрыва живых временных связей, духовных нитей, соединяющих поколения, тема нравственного отчуждения и разлада отцов и детей. Традиции и заповеди предаются забвению, исчезает уважение к языку, к человеческой личности, к старшим. Ставится под сомнение все то, что является сутью человеческого бытия, что дает возможность жить достойно и передавать опыт этой жизни идущим на смену.
Спектакль «Отцы и дети. Роман» посвящен 190-летию со дня рождения писателя. Для режиссера Б.Н.Голубицкого — это десятое обращение к наследию главного автора академического театра, уже более шести десятилетий носящего имя великого земляка. Орловская сценическая Тургениана впечатляет. В последние двадцать сезонов тургеневское театральное пространство уверенно расширяется, притягивая поклонников русской классики.
Роман подсказал направление и концепцию VII Международного театрального фестиваля «Русская классика. Отцы и дети», который проходил в ноябре 2008 года на основной и малой сценах Орловского академического. Спектакль «Отцы и дети. Роман» стал одним из главных сюжетов и событий возрожденного праздничного смотра русской классики. Его создателям удалось расслышать в поэтическом и сокровенном послании Тургенева предостерегающие, тревожные ноты, уловить трагическое звучание. Это подчеркивали ведущие российские критики на заключительной конференции, посвященной проблемам сценического воплощения отечественной классики сегодня. «Спектакль „Отцы и дети. Роман“ — своеобразная театральная фантазия. Сохраняя культуру психологического русского театра, режиссер, при безусловном уважении к автору, говорит со зрителями обжигающе современно, метафорично, — отметил главный редактор журнала „Театральная жизнь“ О.И.Пивоваров. — В спектакле есть Базаров (артист А.Ю.Карташев), который решен сценически очень точно. Тему разрушения, древоточицы, что долбит подпорки бытия, он убедительно проводит через все действие. Соединение психологизма, нежного тургеневского письма с публицистическим выбросом дает интересный и яркий сплав».