Продолжительность спектакля с антрактом — 2 ч.45 мин.
В собственном шутливом табеле о рангах Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) знаменитостью № 1 величал Льва Толстого, вторым числил Петра Чайковского. Себе же присваивал номер 877... И был уверен, — об этом вспоминал Иван Бунин, что читать его будут лет семь, а потом забудут. Чехов замечательно ошибся! Он — один из самых почитаемых и читаемых авторов, чьи произведения переведены чуть ли не на все языки планеты. Мир азартно и с любовью вовлечен в празднование 150-летия классика русской литературы и театра. Чехов весь устремлен в будущее. Его пьесы во многом определили развитие мирового театра ХХ века. Благодаря Чехову и современное сценическое искусство становится другим. Он — абсолютная театральная величина. Его популярность сопоставима лишь с шекспировской. Каждое время искало и находило своего Чехова. И все отмечали заманчивую неуловимость его поэтики и второй век пытаются разгадать тайну чеховского чуда — его судьбы и его произведений.
Для людей театра играть в его пьесах, ставить их — благословенный дар. Чеховская роль занимает особое сокровенное место в послужном списке артиста, как и спектакль по Чехову в репертуаре театра.
Драма «Три сестры» — ровесница минувшего века. Одна из самых востребованных русских пьес. И, пожалуй, главная пьеса столетия. Любима всем миром. Говорят, что в ней спрятана русская душа. Первая ее постановка, осуществленная К.С.Станиславским в 1901 г. на сцене недавно возникшего Московского Художественного театра, пришлась по душе автору. Ее сценическое рождение сопровождал непомерный зрительский интерес. И вот казалось бы, — после стольких выдающихся интерпретаций, талантливых истолкований, неожиданных, нередко шокирующих и скандальных трактовок, спектаклей-легенд, киноверсий и оперных постановок, в ней все открыто и исследовано. Но нет! Музыка душевных настроений ее персонажей все также неуловима, а их реплики, знакомые с детства, ставшие крылатыми выражениями, по-прежнему удивляют и тревожат, ее поэтический текст — странен и нов. Пьеса непостижима и привлекательна, как улыбка Моны Лизы.
Авторское впечатление — «Драма сложная, как роман...» В ней 14 действующих лиц и ни одного эпизодического. Действие происходит в провинциальном городе, в доме Прозоровых, на рубеже эпох. Три сестры, три женских сердца... Еще наш земляк Леонид Андреев подметил их нежную соединенность с тургеневскими героинями. Они рвутся в город детства, в Москву, как будто она поможет им понять смысл бытия. И чем больше она удаляется от них, тем делается желаннее. Мечтательное ожидание лучшего будущего и счастья, тревога за жизнь и жизнь между надеждой и отчаянием.
Режиссер спектакля заслуженный деятель искусств России Б.Н.Голубицкий, художник — заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Б.И. Голодницкий вместе с актерами стремились перевести классический текст в сегодняшнее измерение, найти созвучие нашим тревогам, болям и страхам, вместе с чеховскими людьми приблизиться к пониманию, зачем мы живем, зачем страдаем, высказать свое, лично пережитое и прочувствованное.
В спектакле встретились актеры разных поколений — заслуженные артисты России Т.Д. Симоненко, М.М. Корнилов, П.И. Легкобит, артисты С.Ю. Мартюшева, С.Г. Аксиненко, С.А. Бурлаков, молодые актеры: А.И. Козлов, выпускники Орловской студии Санкт-Петербургской академии театрального искусства Е.В. Гусарова, С.А. Малых, Ю.И.Некрасова, Н.В. Ткаченко, О.А. Форопонова, А.А. Сидорчук, Н.А. Захаркина, Д.Н. Бундиряков, А.Ю. Карташев, М.Ю. Лысанов.
Начинающий драматург Антон Чехов дебютировал на столичной сцене в театре Корша 19 ноября 1887 г. Вскоре его первую пьесу «Иванов», а также новые комедии и драмы подхватила провинция. На орловских афишных тумбах имя Чехова появилось несколько позднее, на исходе 19 века.
Осенью 1900 г., когда театр праздновал свое 85-летие, прошла премьера «Дяди Вани». Как отмечалось в рецензии, спектакль «для провинциальной сцены был поставлен артистически». Воодушевленные зрители даже послали приветственную телеграмму автору. Затем орловцы увидели «Чайку», а в 1902 г. — «Трех сестер». Успех, как говаривали в старину, был пестрым: одни восторгались, другие относились холодно, иные шикали, не принимая неожиданную новизну сценических характеров и диалогов. В репертуарной распутице тех лет среди модных новинок и популярных западных пьес все чаще возникали на орловской сцене постановки по Чехову. В них ощущалось благотворное воздействие поиска и открытий Московского Художественного театра. Актеры старались уловить верный тон, передать настроение. Симпатии публики росли. В антрепризу В.А.Крамолова (1904-1918 гг.) постоянно в репертуаре тех лет — все большие пьесы Чехова.
В 1936 г. и 1952 г. — новые успешные обращения к «Вишневому саду», в 1945 г. — к «Трем сестрам», в 1960 г. — к «Иванову», в 1973 г. — к «Дяде Ване».
В июле 1944 г. недавно возвратившаяся из Златоуста в разрушенный войной родной Орел труппа сыграла к 40-летию памяти писателя чеховский спектакль, соединив 2-ой акт «Вишневого сада» и водевили — «Юбилей» и «Предложение». В 1987 г. чеховские водевильные сюжеты вошли в постановку «Семейное счастье».
В первое десятилетие нового 21 века чеховиана пополнилась «Каштанкой» (2004 г.) и «Лебединой песней» (2006 г.). У «Каштанки», дипломной работы Орловской студии Санкт-Петербургской академии театрального искусства сложилась яркая сценическая судьба. Спектакль был представлен на многих престижных фестивалях — в музее-заповеднике писателя «Мелихово», IX Московском международном фестивале театральных школ «Подиум», 11 Международном молодежном форуме «Русская классика» Лобня-2006. На «Чеховских сезонах» в Ялте был сыгран под открытым небом прямо в саду дома А.П.Чехова.
«Лебединая песня» — спектакль-бенефис народного артиста России П.С. Воробьева украсил афишу Международного театрального фестиваля «Театр. Чехов. Ялта» (2008 г.)
Свое 195-летие театр имени И.С.Тургенева отметил премьерой драмы «Три сестры».