Продолжительность спектакля с антрактом — 2 ч. 05 мин.
На афише тургеневского театра после великого земляка, чье имя он носит уже более шести десятилетий, самый почитаемый и популярный автор — Александр Николаевич Островский. Примечательно, что одновременно в репертуаре держатся несколько спектаклей по его произведениям. Классик по-прежнему в ладах с публикой, и при свете рампы вспыхивают острые современные смыслы его старинных пьес.
Наставник стольких актерских поколений, он всегда был другом актеров, радетелем и заботником. И так случалось, что спектакли по Островскому становились главными дипломными работами Орловской студии, созданной совместно с Санкт-Петербургской государственной академией театрального искусства в 1995 г. И в премьере комедии «Шутники» выпускников 2012 г. выводит на сцену сам Островский.
«Шутники» были впервые представлены петербургской публике в Александринском театре в октябре 1864 г., а через несколько дней состоялась первая постановка в Малом театре. Московская премьера имела оглушительный успех, пьесу давали почти ежевечернее в течение нескольких месяцев. Через 20 лет Островский в специальной записке, посвященной анализу современного ему российского театра, назвал «Шутников» в ряду других своих произведений, «которые должны быть непременно в репертуаре всякого русского театра, если он хочет быть русским».
Зритель Лев Толстой на спектакле был растроган до слез, оставил в дневнике запись: «Комедия трогательная, даже слишком...» и настоятельно советовал домашним посмотреть ее. Однако, ХХ век не прислушался к этим рекомендациям, сценическая история пьесы была скромной, небогатой спектаклями-событиями, театры обращались к ней редко. А жаль! Тихие и легкие, на первый взгляд, картины московской жизни поражают внутренним драматизмом, нарастающим напряжением. Их герои оказываются в пучине житейского моря, в грозовой атмосфере подлинных страстей и потрясений. Колоритная человеческая ярмарка и уютный семейный уголок, где отставной чиновник Оброшенов один растит двух ненаглядных дочек-бесприданниц. От нищеты, грязи и жизненных обид они защищены его любовью и неустанными хлопотами. Так и живут они втроем, оберегая и согревая друг друга. Сердца у них добрые, а души гордые и теплые. Старшая Анна почти смирилась с долей старой девы и радуется счастью юной Верочки, у которой есть жених, тоже очень молодой, и они влюблены. Оброшенов делает все, чтобы свадьба состоялась, хотя это непросто, доходов ведь никаких. Вот и приходится ему лебезить, паясничать, шута ломать перед богатыми благодетелями, унижаться им на потеху в надежде, что смилостивятся и деньжат дадут. За долгие годы он привык и к обидам, и к оскорблениям. Эта личина шутовская уже срослась с ним. И кличка закрепилась — шут с гороху! Бедность, как известно, не порок, но как трудно в ней сохранить себя, достоинство человеческое. Оброшенова мучает сознание, что душа его исказилась, исковеркалась.
Все бы хорошо, все бы ладно, да беда пришла: жених Саша Гольцов истратил чужие деньги, их необходимо срочно вернуть. Эта горькая растрата — не блажь, не мотовство. Смерть матери повлекла за собой непредвиденные расходы. И вот теперь покой, счастье и будущее семейства зависит от этих 300 рублей.
Богатые молодые люди с говорящими, даже кричащими фамилиями Недоносков и Недоростков, у которых от безделья злые шутки в ходу, придумывают издевательский план. Обещая бедному Гольцову дать взаймы, разыгрывают с ним безобразный спектакль. А потом, рассерженные на Оброшенова, который стыдит их прилюдно, придумывают еще одну горькую забаву: подкидывают ему «куклу» якобы с шестьюдесятью тысячами рублей. Безжалостные озорники чуть не до погибели доводят несчастного Оброшенова.
Спасение приходит неожиданно. Но как знать, какие еще шутки сулит жизнь героям комедии!