Судьба улыбнулась молодому скульптору-авангардисту Бриндсли — его работы заинтересовали известного коллекционера, миллионера Шварца, который выразил желание увидеть скульптуры и инсталляции в студии. Автор знакомит нас с симпатичным Бриндсли и его невестой, начинающей художницей Кэрол в момент для них напряженный и решающий. Они готовят скромную квартиру, которую Бриндсли снимает в одном из лондонских старинных домов, к высокому визиту, наносят последние штрихи. Чтобы произвести на гостя выгодное впечатление, Бриндсли позаимствовал без разрешения антикварную мебель у своего соседа Гарольда, владельца лавочки фарфора. Тот как раз уехал на выходные. Пространство квартиры теперь удачно декорировано дорогими вазами, изящными статуэтками. Предприимчивая и энергичная Кэрол задумала соединить приход миллионера с первым визитом своего отца, полковника Мелкетта. Самое подходящее, на ее взгляд, время для знакомства. Ей хочется представить жениха в выгодном свете и убедить сурового родителя, что бедный скульптор сможет обеспечить их будущую жизнь. Правда, у самого Бриндсли возникают тревожные предчувствия, что этот воскресный вечер добром не кончится и произойдет нечто сокрушительное.
И вот, когда прелестные вещицы соседа уютно расположились на своих новых местах, когда все-все готово, — внезапно гаснет свет. Выясняется, что произошла авария, что электричества нет во всем доме и надо ждать монтера. А у беспечного Бриндсли, конечно, нет ни свечей, ни фонарика. Так начинается темная история.
В оригинале пьеса называется «Black comedy»- «Черная комедия». Дальнейшее общение героев и стремительное остроумное развитие сюжета происходит в кромешной тьме. Однако, зрителям не следует беспокоиться, драматург о них позаботился: сцена будет залита ярким светом.
Появляются растерянные, обескураженные темнотой гости — ожидаемые, такие, как отец Кэрол, и совсем неожиданные. Среди них- перепуганная соседка мисс Фернивел, затем очаровательная Клея, бывшая возлюбленная Бриндсли, тоже художница. Они уже несколько лет вместе, но месяц назад после бурной ссоры она уехала, а сейчас решила вернуться к любимому. Фазы напряжения растут, когда уже совсем некстати приезжает владелец похищенного антиквариата Гарольд. И такое в этой «нехорошей» квартире начинает происходить. Действие развивается по собственной логике. Нет, надо идти и смотреть «Темную историю» — озорную и остроумную комедию положений, каскад комических гэгов, нелепиц и недоразумений, уморительных событий и ситуаций, разоблачений, открытий.
Питер Шеффер задает немалые пластические головоломки актерам, предлагает им двигаться якобы в полной темноте при ослепительном сценическом свете. Темнота безжалостно высвечивает и проявляет желания, устремления, характеры персонажей. Проливает свет на подлинные чувства, ценности. В ней-то как раз и удается отличить истинное от мнимого. Герои начинают понимать настоящую цену друг друга и пытаются найти дорогу к счастью.
Пьеса написана в 1965 году и уже почти полвека заставляет зрителей складываться пополам от безудержного смеха, хохотать неистово до слез и сползать с кресел в театральных залах.
Питер Шеффер — современный британский драматург и сценарист, автор оскароносный. Родился в Ливерпуле в 1926 г., закончил Кембриджский университет. Его пьесы — в репертуаре самых прославленных театров Европы и Америки. Признание и мировую известность 35 лет назад ему принесла пьеса «Амадей». Она идет на главных сценах мира. По этой оригинальной версии взаимоотношений Моцарта и Сальери режиссер Милош Форман снял фильм, который получил восемь Оскаров и стал легендой Голливуда. Питер
Шеффер — лауреат многих престижных литературных и театральных премий.