Говорят, что в веселой мужской компании очень популярен короткий тост: «Выпьем за наших жен и любовниц! И пусть они никогда не встречаются!» Этого же с удовольствием и на свой лад пожелали бы себе и женщины. В комедии «Ужин по-французски» как раз и происходят такие головокружительные встречи.
Любовный союз Бернара и Жаклин несколько поблек, семейная жизнь утомляет монотонностью. Молодые супруги втайне друг от друга ищут свежих чувств и отношений. Бернар, воспользовавшись тем, что жена собралась на уикенд к маме, задумывает в их очаровательном загородном доме в предместье Парижа отметить день рождения своей любовницы-фотомодели. Он заказывает в бюро услуг опытного повара и предусмотрительно приглашает на ужин для отвода глаз давнего приятеля Робера. Жаклин, прознав случайно про его визит, тотчас отменяет поездку: ведь у нее с Робером тайная связь. Находящийся в неведении Бернар, пытаясь выкрутиться, умоляет друга выдать виновницу пикантного ужина за свою пассию. У присланной кухарки и подруги Бернара оказываются похожие имена, и Робер принимает Сюзетту за фотомодель. Расторопная сметливая повариха, конечно, рассчитывала на щедрые чаевые, но и предположить не могла, каким астрономическим будет ее гонорар за те неожиданные роли, что ей доведется играть в этот безумный вечер...
Кому же предстоит готовить ужин и как распутают клубок интриг обманутые обманщики, зрители узнают, посмотрев комедию изобретательную и эксцентричную, искрящуюся как шампанское. В ней шесть блестящих персонажей, остроумные диалоги, сюжетная неразбериха. Герои совершенно запутываются в сетях мастерской интриги и уже сами не ведают, кто есть кто. Ими овладевает стихия абсурда.
Марк Камолетти (1923-2003 гг.) — виртуозный знаток законов сцены и секретов успеха у зрителей. Итальянец, который родился в Женеве, а в молодые годы стал парижанином. Известный художник-график, он первую свою пьесу написал в 1958 г. и вскоре превратился в легенду французской сценической культуры ХХ века, признан богом театральных касс и классиком при жизни. Его называли современным Бомарше. Он увлекся режиссурой и сам ставил свои пьесы, а их — 18. На сценах всех континентов они пользуются сногсшибательной популярностью.
Когда-то, в 17 веке, в Париже родился театр бульваров, который смешил и радовал народ, жаждущий развлечений. Камолетти стал признанным «королем бульваров». Ему дали шутливое прозвище «Месье аншлаг». С 1991 г. его имя в книге рекордов Гинесса. Комедии Марка Камолетти не стареют, их сценическая судьба почти нереальна. Так, одна из них — «Боинг-Боинг» поставлена в 60 странах мира и полвека ежевечернее шла в парижском театре, упрямо собирая полные залы.
На российской афише имя знаменитого комедиографа появилось уже в 21 веке. Премьера «Ужина по-французски» — первое знакомство орловской публики с новым для нее автором.
Сюжет комедии, написанной в 1985 г., был неоднократно экранизирован. У Марка Камолетти — легкая ироничная манера письма. Член Французской Академии писатель Марсель Ашар подметил: «Камолетти подтрунивает над окружающим миром, но в то же время чувствует его поэзию...Незаметным образом, мелкими ударами своей кисти он дает нам понять, что жизнь гораздо глубже, чем кажется.»
Найти в классической комедии положений лиризм, душевную теплоту стремился и постановщик спектакля петербургский режиссер Анатолий Морозов. В изящной игре в «дружную» семью каждый из героев жаждет осуществить свои тайные желания. И в финале главным для них становится неожиданный прорыв к правде чувствований, к естеству в самом себе, к пониманию радости простой и доброй жизни в семье.
Тонкая, изобретательная, с французским шармом игра в дружную семью подарит зрителям энергию веселья. А смех, как известно, поднимает настроение, обогащает гормонами счастья и продлевает жизнь.
Продолжительность спектакля с антрактом – 2 ч. 40 мин.