Орел обязан графу С.М. Каменскому не только открытием театра, но и появлением первого периодического издания — журнала «Друг Россиян и их единоплеменников обоего пола, или Орловский российский журнал». На его обложку был вынесен эпиграф из произведения Овидия: «Amicitiae sanctum et venerabile nomen» («Святейшая и почтенная есть дружба»).
Журнал выходил при финансовой поддержке графа с июля 1816. Печатался в университетской типографии в Москве.
Свет увидели шесть номеров издания.
«Друг Россиян» состоял из двух основных разделов: «Ученость. Новости» (русские, иностранные, а также польские новости, выделенные в самостоятельную рубрику), «Особенные известия».
Второй раздел содержал информацию об изобретениях, редких явлениях, разных увеселениях, о пожертвованиях, а также ученые известия.
Здесь же публиковались статьи, гимны, дифирамбы, стихи, прославляющие деяния и добродетели русских и польских царей, особенно Александра I, «приятно-сокращенные сочинения славнейших авторов».
Издателем «Друга Россиян», журналистом и составителем обозрений, отражающих политические, культурные события, был Фердинанд Францевич Орля-Ошменец.
Педагог, писатель, поэт Ф.Ф. Орля-Ошменец родился в 1775 в польской семье. По окончании курса в Главной Полоцкой школе работал учителем сначала в Динабургском уездном училище, затем — в Витебском и Оршанском.
С 1813 года преподавал в Орловской гимназии статистику, историю, географию, древности, мифологию и «ученость римско-латинского языка».
В Орле по предложению графа С.М. Каменского он составлял два периодических издания: «Друг Россиян и их единоплеменников обоего пола, или Орловский журнал» и «Отечественный Памятник, посвящений дружелюбному соединению российских и польских народов» (вышло три книжки в 1817–1818 годах).
Вовсе не случайна среди биографических документов С.М. Каменского грамота на звание почетного члена Общества любителей Российской словесности, врученная ему в Петербурге 10 августа1818 года. Так была отдана «должная справедливость его трудам, подъятым для пользы наук и отечественной словесности».
Членство графа С.М. Каменского в Обществе любителей Российской словесности обусловлено не только финансированием журнала «Друг Россиян», но и масштабной благотворительной деятельностью. На средства графа было издано несколько книг по военной истории. Он частично поддерживал харьковский журнал «Украинский вестник».
У посетителей нашего сайта есть уникальная возможность познакомиться с первыми страницами славной летописи орловского театра, прочитав материалы журнала «Друг Россиян».
«Друг Россиян и их единоплеменников обоего пола, или Орловский российский журнал». Книга II.
85
"Перед открытием в Орле большого Рускаго театра увеселялась Орловская Публика в доме Е. С. Графа Каменского Итальянскими Операми и Немецким театром, в котором Гжа Щигельска с фамилией Емме умела доставить удовольствие своими отличными дарованиями. —
Видели мы также на Орловском театре прекрасный Китайский фейерверк, в котором было представлено пленительное сияние в двенадцати различных видах, также огненные каскады, окруженная змеями ветреная мельница, разных в шести видах превращениях, Плутонов ад с адскими Фуриями, и сам Плутон горящий в тартаре.
6.
В I Номере сего Журнала упомянуто было о лучших Орловских актрисах и актерах, обративших на себя благосклонное внимание Публики; — а в сем II Номере представляются некоторые лица, коих приятными дарованиями мы увеселялись в разных театральных представлениях, будучи одолжены доставлением сего удовольствия Его С. Г. Каменскому, имеющему тончайший вкус в выборе достойнаго к усовершенствованию театра руководителя, Гна Вице-Директора Дейбеля, известного из своих отличных способностей к образованию актеров в балетах. Операх, Комедиях, Драмах и Трагедиях; — в чем также весьма много принимает участия определенный Его Сиятельством Гну Вице-Директору театра опытный сотрудник, Г. Губернский Секретарь Барсов.
Кузьмина своими отличными дарованиями, приобретшая особенное внимание Орловской Публики, справедливое имеет перед прочими своими компаньонками преимущество. — В Трагедиях и Драмах пленительные чувства, она представляет наподобие славной Мантуани, в операх она является с великолепием и улыбкою неподражаемой Замбони, а в Комедиях по своей ловкости и веселости, кажется быть другая Кетнер. —
Кожевникова, после Кузьминой, достойна иметь первое место. — Она весьма способна к представлению великих и важных лиц. — В роли Богини, Царицы и Госпожи, Кожевникова весьма привлекательна, чувствительна, исполнена величия и приятности. —
Цветкова не только в Комических, но даже и в Трагических ролях весьма удачно и счастливо выдерживает свой характер. — Как натурально она представляет или простосердечие доброй женщины, или капризы злобной и ветреной женщины, или же крик, плач и обморок.
Б. (Большая) Козакова в Комических ролях, кажется, имеет большие дарования. — Ея ловкость, притворство и веселый характер не может не нравиться Публике.
Рычкова довольно приятна в представлениях невинной девицы и ловкой служанки. — В балетах она, кажется, превосходит других танцовщиц своими дарованиями. —
Краснова в представлениях деревенской девицы в опере Ям и посиделки умела соединить приятность голоса и пленительную наружность с невинностью и скромностью, приличною поселянке. —
Олешева весьма утешительна и весела в своих представлениях. — В Филаткиной свадьбе можно было видеть великую ее способность к комическим ролям. —
Степанова при своей развивающейся способности к нежным и чувствительным представлениям обнадеживает Публику скорым приведением своих дарований в лучшее совершенство. —
Ремизова в роли служанок и деревенских девиц весьма хорошие имеет способности. —
Лыгова к комическим представлениям весьма способна, ловка, проворна и смела. —
Кубышкина в Операх: Девишник и Крестьяне, довольно удачно и приятно явилась перед Публикою, в роли Параши и Вари. —
Ф. О. О.