(к 150-летию со дня рождения писателя (9 (21) августа 1871-12 сентября 1919)
Истоки любви Леонида Андреева к театру в его родном Орле. В письме к А.Кугелю писатель признавался: «Очарованием театра я был захвачен с детских лет. В ту пору я видел... Стрепетову, Иванова-Козельского, Соломина и очаровательно смешного, толстого и большого Медведева... С тех пор много утекло воды, но семя театрального обольщения, брошенное в душу, отнюдь не заглохло, и все тем же очарованием полны для меня театр, кулисы, афиши».
П.А.Стрепетова
П.М.Медведев
С пьесами Л.Н. Андреева театр начал знакомить орловцев сразу же после их публикации. Так, спектакль по пьесе «Жизнь человека» (1907 г.) был показан в апреле того же года в постановке труппы петербургских театров под руководством В.М. Янова, но в Орле успеха не имел. Театральный обозреватель, отмечая удачную игру Аркадьева, исполнителя роли Человека, тем не менее писал: «Форма ... наложила невыгодный отпечаток на саму пьесу. В чтении пьеса гораздо тоньше, поэтичнее».
С 1907 по 1922 год почти каждый театральный сезон в Орле шли спектакли по пьесам Андреева: «Екатерина Ивановна», «Gaudeamus’e» 1911-12, «Милые призраки» 1917-18, «Савва» 1919-20, «Тот, кто получает пощечины» 1922-23.
После премьеры «Дней нашей жизни» в Петербургском Новом театре в ноябре 1908 года (режиссер Е.П. Карпов — земляк драматурга) к этой пьесе решил обратиться и театр в Орле. Но здесь вслед за Москвой она не была «допущена» к постановке. Только 14 февраля 1909 года, на следующий день после «московского разрешения», за подписью орловского губернатора Андреевского рассылается следующий циркуляр: «Пьесу Андреева ... к постановке на сцене предлагаю допустить. Но вместе с сим поручаю наблюсти, чтобы доступ на эту пьесу... не был разрешен учащимся в средних учебных заведениях»...
В ноябре 1909 года «Орловский вестник» сообщил о премьере «Анфисы»: «Андреев создал нелепую пьесу. Он дал решение вопроса — ... смерть. Три сестры — любовницы одного. Что это — талантливая пьеса, драма из театра ужасов, пародия на пьесу из репертуара „Кривого зеркала“?» Автор рецензии критически отзывается об игре актеров.
На постановку новой пьесы Л. Андреева отреагировало и духовенство. 11 января 1910 года епископ Орловский и Севский Александр обратился к орловскому губернатору с письменной просьбой «принять все возможные меры к недопущению к постановке на сценах местных театров Орловской губернии возмутительных пьес Л. Андреева — «Анатэма» и «Анфиса». В пьесе «Анфиса» епископ увидел «сознательную проповедь разврата и гнусных пороков».
В 1912 году в Орле была написана опера «Дни нашей жизни» композитором А.С. Глуховцевым — младшим братом П.С. Глуховцева, товарища Л. Андреева, который является прототипом Николая Глуховцева в андреевской пьесе. Премьера оперы состо-ялась в январе 1913 года в Киеве. Летом того же года в Орле оркестром были исполнены отрывки из нового музыкального произведения. Краевед В.А. Власов пишет: «В апреле 1914 года в городском театре начались гастроли передвижной художественной оперы под управлением Д. Южина. 15 апреля на первом представлении „сенсационной новинки“ — оперы в 4-х действиях „Дни нашей жизни“ — присутствовал автор, после третьего действия ему устроили овацию». Орловцы преподнесли А.С. Глуховцеву приветственный адрес.
С 1922 по 1966 годы (по данным на сегодняшний день) спектакли по произведениям Л. Андреева в Орле не ставились. Была забыта даже самая репертуарная пьеса драматурга «Дни нашей жизни». Ее «открыл» в 1966 году Московский театр им. А.С. Пушкина (режиссер Б. Равенских). Премьера в Москве состоялась в январе, а 7 октября 1966 года спектаклем «Дни нашей жизни» (режиссер X. А. Горин) открыл сезон драматический театр в Орле.
Сцены из спектакля 1966 г.
В 1977 году в Орловском драматическом театре им. И.С. Тургенева состоялась премьера спектакля «Тот, кто получает пощечины» (режиссер Ю. Бурэ). Профессор Г.Б. Курляндская в рецензии отмечает, что спектакль в целом получился.
«Тот, кто получает пощечины», 1977 г. (арт. Н.Перевозчикова, П.Воробьев, А.Макаров, Л.Соколова)
В мае 1988 года художественным руководителем Орловского драматического театра Б.Н. Голубицким были представлены «Театральные путешествия по старинным улицам Орла», посвященные 90-летию опубликования в газете «Курьер» рассказа Л. Андреева «Баргамот и Гараська» (1898 год). Сценической площадкой стала бывшая Пушкарная слобода. Инсценировка «Баргамота и Гараськи» разворачивалась на «углу Пушкарной и 3-й Посадской улиц». Отрывок из автобиографической пьесы «Младость» актеры играли на ступенях родного дома писателя. Тогда же была показана сцена из «Саввы» в постановке С. Здурова.
«На Домашних Пушкарных», 1988 г. (арт. В.Алексеев, Н.Чупров, А.Макаров, А.Борняков)
Премьера следующей андреевской пьесы — «Василиса Петровна» («Не убий») состоялась в декабре 1995 года в постановке Б.Н. Голубицкого. Е.А. Михеичева, исследователь творчества Л. Андреева, считает, что «режиссера прежде всего интересовала тема чистых рук и нечистой души. В целом... удалось перенести на сцену сложную трагикомическую атмосферу пьесы».
«Василиса «Петровна», 1995 г. (арт. Т.Попова, С.Терещук) Сцена из спектакля
С успехом прошел 24 апреля 1996 года спектакль «Комедийки», также постановка Б.Н. Голубицкого. Спектакль состоит из двух сатирических миниатюр — символической поэмы «Упрямый попугай» и представления «Кающийся».
«Кающийся», 1996 г. (арт. Н.Чупров, П.Воробьев) «Упрямый попугай», 1996 г. (арт. Т.Малькова, А.Максимов)
Оба спектакля в сентябре 1996 года были представлены на фестивале «Русская классика» в Орле к 125-летию со дня рождения Л.Андреева.
Последняя премьера состоялась весной 2000 года. Постановку «Дней нашей жизни» в орловском театре осуществил А.М.Прикотенко. «Спектакль наполнился новыми, современными красками, остроумными выдумками, поразительными находками, неожиданными дополнениями к основному сюжету, фоновой музыкой популярного „ДДТ“, наконец, — пишет Т.Нестерова. Мастерство корифеев сцены и живая, порой самоотверженная игра молодых актеров как нельзя лучше дополнили друг друга. И, казалось, нет более чем векового промежутка времени, который разделяет поколение нынешней молодежи и той, которая любит, смеется и плачет на сцене. Лишь несколько причудливая одежда, да слегка непривычные обороты речи. А главное в жизни главным и осталось».
«Дни нашей жизни», 2000 г. (арт. А.Карташев, Ю.Некрасова, Т.Попова)
Все пьесы Леонида Андреева о великодушии в любви и верности в дружбе, об ответственности общества перед человеком и людей друг перед другом.
Они помогают нам лучше понять Андреева, его ранимую, открытую, добрую душу Андреева, который искал, но не всегда находил выход из трагических противоречий жизни, но который всегда отстаивал право человека на счастье.