Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Из истории Орловского театра. Леонид Андреев на Орловской сцене

09 августа 2021

(к 150-летию со дня рождения писателя (9 (21) августа 1871-12 сентября 1919)

Истоки любви Леонида Андреева к театру в его родном Орле. В письме к А.Кугелю писатель признавался: «Очарованием театра я был захвачен с детских лет. В ту пору я видел... Стрепетову, Иванова-Козельского, Соломина и очаровательно смешного, толстого и большого Медведева... С тех пор много утекло воды, но семя театрального обольщения, брошенное в душу, отнюдь не заглохло, и все тем же очарованием полны для меня театр, кулисы, афиши».


П.А.Стрепетова

 
П.М.Медведев

С пьесами Л.Н. Андреева театр начал знакомить орловцев сразу же после их публикации. Так, спектакль по пьесе «Жизнь человека» (1907 г.) был по­казан в апреле того же года в постановке труппы петербургских театров под руководством В.М. Янова, но в Орле успеха не имел. Театральный обозре­ватель, отмечая удачную игру Аркадьева, исполни­теля роли Человека, тем не менее писал: «Форма ... наложила невыгодный отпечаток на саму пьесу. В чтении пьеса гораздо тоньше, поэтичнее».

   

С 1907 по 1922 год почти каждый театральный сезон в Орле шли спектакли по пьесам Андреева: «Екатерина Ивановна», «Gaudeamus’e» 1911-12, «Милые призраки» 1917-18, «Савва» 1919-20, «Тот, кто получает пощечины» 1922-23.
После премьеры «Дней нашей жизни» в Петер­бургском Новом театре в ноябре 1908 года (режис­сер Е.П. Карпов — земляк драматурга) к этой пьесе решил обратиться и театр в Орле. Но здесь вслед за Москвой она не была «допущена» к постановке. Толь­ко 14 февраля 1909 года, на следующий день после «московского разрешения», за подписью орловского губернатора Андреевского рассылается следующий циркуляр: «Пьесу Андреева ... к постановке на сце­не предлагаю допустить. Но вместе с сим поручаю наблюсти, чтобы доступ на эту пьесу... не был разре­шен учащимся в средних учебных заведениях»...

В ноябре 1909 года «Орловский вестник» сооб­щил о премьере «Анфисы»: «Андреев создал нелепую пьесу. Он дал решение вопроса — ... смерть. Три сестры — любовницы одного. Что это — талан­тливая пьеса, драма из театра ужасов, пародия на пьесу из репертуара „Кривого зеркала“?» Автор ре­цензии критически отзывается об игре актеров.

На постановку новой пьесы Л. Андреева отреагировало и духовенство. 11 января 1910 года епископ Орлов­ский и Севский Александр обратился к орловскому губернатору с письменной просьбой «принять все возможные меры к недопущению к постановке на сценах местных театров Орловской губернии возмути­тельных пьес Л. Андреева — «Анатэма» и «Ан­фиса». В пьесе «Анфиса» епископ увидел «созна­тельную проповедь разврата и гнусных пороков».

   

В 1912 году в Орле была написана опера «Дни нашей жизни» композитором А.С. Глуховцевым — младшим братом П.С. Глуховцева, товарища Л. Ан­дреева, который является прототипом Николая Глу­ховцева в андреевской пьесе. Премьера оперы состо-ялась в январе 1913 года в Киеве. Летом того же года в Орле оркестром были исполнены отрывки из нового музыкального произведения. Краевед В.А. Вла­сов пишет: «В апреле 1914 года в городском театре начались гастроли передвижной художественной опе­ры под управлением Д. Южина. 15 апреля на пер­вом представлении „сенсационной новинки“ — опе­ры в 4-х действиях „Дни нашей жизни“ — присут­ствовал автор, после третьего действия ему устроили овацию». Орловцы преподнесли А.С. Глуховцеву при­ветственный адрес.

С 1922 по 1966 годы (по данным на сегодняшний день) спектакли по произведениям Л. Андреева в Орле не ставились. Была забыта даже самая репер­туарная пьеса драматурга «Дни нашей жизни». Ее «открыл» в 1966 году Московский театр им. А.С. Пушкина (режиссер Б. Равенских). Премьера в Мос­кве состоялась в январе, а 7 октября 1966 года спек­таклем «Дни нашей жизни» (режиссер X. А. Горин) открыл сезон драматический театр в Орле.

     

Сцены из спектакля 1966 г.

В 1977 году в Орловском драматическом театре им. И.С. Тургенева состоялась премьера спектакля «Тот, кто получает пощечины» (режиссер Ю. Бурэ). Профессор Г.Б. Курляндская в рецензии отмечает, что спектакль в целом получился.

  

«Тот, кто получает пощечины», 1977 г. (арт. Н.Перевозчикова, П.Воробьев, А.Макаров, Л.Соколова)

В мае 1988 года художественным руководителем Орловского драматического театра Б.Н. Голубицким были представлены «Театральные путешествия по старинным улицам Орла», посвященные 90-летию опубликования в газете «Курьер» рассказа Л. Анд­реева «Баргамот и Гараська» (1898 год). Сценичес­кой площадкой стала бывшая Пушкарная слобода. Инсценировка «Баргамота и Гараськи» разворачива­лась на «углу Пушкарной и 3-й Посадской улиц». Отрывок из автобиографической пьесы «Младость» актеры играли на ступенях родного дома писателя. Тогда же была показана сцена из «Саввы» в постанов­ке С. Здурова.

   

«На Домашних Пушкарных», 1988 г. (арт. В.Алексеев, Н.Чупров, А.Макаров, А.Борняков)

Премьера следующей андреевской пьесы — «Ва­силиса Петровна» («Не убий») состоялась в декабре 1995 года в постановке Б.Н. Голубицкого. Е.А. Михеичева, исследователь творчества Л. Андреева, счи­тает, что «режиссера прежде всего интересовала тема чистых рук и нечистой души. В целом... удалось пе­ренести на сцену сложную трагикомическую атмос­феру пьесы».

  

«Василиса «Петровна», 1995 г. (арт. Т.Попова, С.Терещук) Сцена из спектакля

С успехом прошел 24 апреля 1996 года спектакль «Комедийки», также постановка Б.Н. Голубицкого. Спектакль состоит из двух сатириче­ских миниатюр — символической поэмы «Упрямый попугай» и представления «Кающийся».

   

«Кающийся», 1996 г. (арт. Н.Чупров, П.Воробьев) «Упрямый попугай», 1996 г. (арт. Т.Малькова, А.Максимов)

Оба спектакля в сентябре 1996 года были представлены на фестивале «Русская классика» в Орле к 125-летию со дня рождения Л.Андреева.

   

Последняя премьера состоялась весной 2000 года. Постановку «Дней нашей жизни» в орловском театре осуществил А.М.Прикотенко. «Спектакль наполнился новыми, со­временными красками, остроумны­ми выдумками, поразительными находками, неожиданными допол­нениями к основному сюжету, фоновой музыкой популярного „ДДТ“, на­конец, — пишет Т.Нестерова. Мастерство корифеев сцены и живая, порой самоотверженная игра молодых актеров как нельзя лучше дополнили друг друга. И, ка­залось, нет более чем векового промежутка времени, который разделяет поко­ление нынешней молодежи и той, которая любит, смеется и плачет на сцене. Лишь несколько причудливая одежда, да слегка непривычные обороты речи. А главное в жизни главным и осталось».

   

«Дни нашей жизни», 2000 г. (арт. А.Карташев, Ю.Некрасова, Т.Попова)

Все пьесы Леонида Андреева о великодушии в любви и верности в дружбе, об ответственности общества перед человеком и людей друг перед другом.

Они помогают нам лучше понять Андреева, его ранимую, открытую, добрую душу Андреева, который искал, но не всегда находил выход из трагических противоречий жизни, но который всегда отстаивал право человека на счастье.