В истории русской литературы Николай Семенович Лесков занимает особое место. Выходец из народной глубинки, из наших орловских мест, он принес с собой в литературу такое подлинное знание русской жизни и русского человека, какого не было у многих его предшественников и современников. Героями произведений Н.С. Лескова были люди разных социальных прослоек. Вся многообразная Русь предстает перед нами в творчестве писателя. На всю жизнь запомнил будущий писатель слова дедушки Ильи: «...ты мужика завсегда больше всех почитай и люби слушать...». Пройдут годы, и Лесков с гордостью скажет: «Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу.. Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне... я спал с ним на росистой траве ночного, под теплым овчинным тулупом... Я с народом был свой человек...».
Обращение театра к творчеству Лескова не случайно. Многие его рассказы — незабываемые страницы истории нашего театра, ведущего свою родословную от крепостного театра Каменского — первого орловского публичного театрального заведения.
«Тупейный художник» — произведение необычайной силы, драматизм и занимательность сюжета, острота ситуаций, яркость образов — все это не раз вызывало попытки инсценировать замечательный рассказ, показать на сцене его героев. В 1956-57 гг. эту попытку сделал Орловский театр по пьесе А. Ульянинского «Крепостные актеры», режиссер Л.М.Эльстон, художник М.А.Рохлин, музыкальное оформление С.Н.Фролов. Напряженно, затаив дыхание, зрители следили за историей гордого, смелого и талантливого тупейного художника, предпринявшего отчаянную попытку вырвать любимую девушку из рук развратного помещика.
М.Н.Колесова
Н.С.Белоусов, С.И.Попов
Спектакль «Грушенька» известного драматурга Исидора Штока по мотивам рассказа «Очарованный странник» на нашей сцене можно было увидеть в 1964-65 гг.. Поставил его главный режиссер театра Н.С.Ульянов. В пьесе образ цыганки Грушеньки, любящей, трепетной и бескомпромиссной, нравственной силой затмевает главных героев — Князя и Голована. То хрупкая и беззащитная, то страстная и непреклонная, она погибает от своей любви, когда наскучит Князю своей робкой нежностью и безудержной страстью.
М.В.Якушкина
Л.Н.Макарова и В.Д.Лидо
Л.Н.Макарова и И.Ф.Бабушкин
В 1971 году состоялась премьера спектакля «Леди Макбет Мценского уезда» (инсц. Б.Бадыкина, режиссер А.А.Карпов, художник А.Г.Новиков). Лесков намеревался создать целую галерею типических женских характеров из народного, купеческого и дворянского быта. «Леди Макбет...» мыслилась им началом такой серии очерков. Николай Семёнович признавался своему приятелю В.В. Крестовскому, что ему страшно было сочинять это произведение, он вспоминал: «А я вот, когда писал свою „Леди Макбет“, то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжёлые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».
В 1989-м продолжением этой повести жизни «нелепой мценской бабы» стал спектакль «Воительница». Рассказ-исповедь поставили Б.А.Львов-Анохин и В.Е.Федоров, художник А.В.Сергеев. Домну Платоновну сыграла народная артистка СССР В.К.Васильева.
Г.Г.Еремина
В.К.Васильева и Н.Ю.Золотарева
Л.Н.Макарова и А.В.Максимов
1976-77 театральный сезон открылся мюзиклом «Русский секрет» («Левша»). Спектакль был прекрасно принят зрителями и стал радостным событием в культурной жизни города. Действительно, самых больших похвал и благодарности заслуживают все участники этого яркого представления: режиссер Ю.Бурэ, художники В.Аксенов, В.Ромащенко, музыкальный руководитель Т.Фейгина, балетмейстер А.Князев.
П.С.Воробьев
Л.В.Манякина
В 1981 году был поставлен «Грабеж» — смешная, гротескная история великого русского писателя превратилась под рукой главного режиссера театра Леонида Моисеева в почти святочную историю о русском характере. Святочный рассказ можно играть во все дни, так же, как во все дни кушать моченые яблоки, были уверены создатели спектакля. А еще это спектакль о любви. Спектакль музыкальный, великолепные живые голоса блистательно поющих актеров — сами по себе отдельный подарок и были праздником для зрителей. Художник В.Костюковский.
А.Ф. Олешня и П.С.Воробьев
В.Ф.Фролов
Русская классика всегда удавалась орловскому театру, но никогда она не была столь актуальной и социально острой. Вслед за столичными театрами в сезоне 1872-73 гг. «Расточитель» шел в постановке известного и талантливого антрепренера П.М.Медведева, содержавшего большую труппу в Орле. Как тогда прошла пьеса, мы не знаем. Но точно можем сказать, что особенный успех имела эта пьеса в 1984 году в постановке режиссера Владислава Миронова, сценическую версию написал главный режиссер театра Леонид Моисеев, художник В.Костюковский. На первый план режиссер выдвинул тему молчания из-за страха, что является логичным развитием авторского замысла с «говорящей» фамилией главного героя Ивана Молчанова. Да, мы все ежедневно становимся свидетелями бесчинств сильных мира сего, на которые закрываем глаза и стыдливо, себе в оправдание, твердим, что не мы такие, жизнь такая. Именно эту связь с реальностью подчеркивает театр.
П.С.Воробьев
Л.Н.Макарова и В.Ф.Фролов
Н.Ф.Галактионов и А-р.С.Макаров
В год 170-летия великого русского писателя (2001) театр подарил зрителям спектакль «Жемчужное ожерелье». Режиссер И.В. Зубжицкая выбрала из любопытного разнообразия святочного лесковского наследия две истории: «Маленькая ошибка» (Секрет одной московской фамилии) и «Жемчужное ожерелье». Действие обоих рассказов, наивных и сердечных, происходит в узком домашнем кругу, а как известно, ничего нет сложнее и запутаннее семейных отношений. Бытовая соединенность создает среду причудливую, странную. Здесь всякое может случиться. Здесь действует логика абсурда, парадокса, жизни навыворот, и реальное переплетается с фантастическим, необъяснимым. Впрочем, как утверждает сам Лесков, причудливое и загадочное в этих святочных историях объясняется свойствами русского духа, нашей склонностью к мистицизму, страстным и робким ожиданием чуда. Художник В.Б.Архангельская.
С.Г.Аксиненко, А.В.Царьков, В.М.Алексеев
Н.Е.Чупров. С.Ю.Мартюшева
В самом начале июля 2004 г. в Орловском музее Н.С.Лескова собрались почитатели самобытного таланта писателя. Отмечали день рождения уникального музея, в старинном доме, доме его детства. В праздничный день впервые здесь зазвучали ожившие голоса главных действующих лиц повести «Житие одной бабы». Спектакль «Амур в лапоточках» в инсценировке И.В.Михеичевой, сценическая версия Т.О.Пацай, художник В.Б.Архангельская начал свой долгий путь на орловской сцене.
О.А.форопонова и А.Ю.Карташев
Л.П.Борисова, О.А.Форопонова, Т.Ю.Малькова
В апреле 2016 года художественный руководитель театра И.А.Черкашин ставит «Русское тайнобрачие», по повести Т.Дрозда «Преподобный», художник Юрий Сопов. Этот спектакль, по ощущениям, как толстая книга (хотя рассказ очень короткий), начав читать которую настолько включаешься, вливаешься, соединяешься с сюжетом на сцене с героями, что нельзя оторваться. Русским Шекспиром называли Н.С. Лескова современники. Широта натур его героев, страстность, безудержность чувств привлекают читателя и зрителя до сего дня.
В.В.Межевикин и Н.А.Захаркина
П.С.Воробьев и О.А.Форопонова
«Сила театра в „осадке“ от увиденного, в размышлении и в поиске своих ответов на вопросы, поставленные классиком. После спектаклей по рассказам великого земляка долго ведешь беседу с собой, пытаясь найти путь уничтожения на Руси мерзости и произвола тёмного царства, мечтая о воспламенении молчащих сердец очищающим огнем справедливости»