Народный артист РФ Петр Сергеевич Воробьев этим летом отметил 80-летие со дня рождения и 50 лет работы в Орловском академическом драматическом театре им. И.С. Тургенева, где с первой роли Левши в спектакле «Русский секрет» по повести Н.С. Лескова в 1972 году сразу занял положение одного из ведущих актеров театра. Он сыграл более 200 ролей, завоевав своим талантом и обаянием любовь не только орловских зрителей, но и любителей театрального искусства Москвы и многих других городов России, ближнего и дальнего зарубежья, где театр бывал на гастролях.
На одной из встреч со зрителями Петр Сергеевич рассказал о себе: «Так странно судьба повернулась моя — никогда не мечтал о театре в юности. Практически не бывал в театре, в школе, правда, затаскивали нас на детские спектакли. Я родился в самый разгар войны в 1942 году, в Свердловске, там прожил до тринадцати лет. А потом семья переехала в Белоруссию, в Витебск, замечательный город, — замечательный народ там живет, добрейшей души люди, отзывчивые. Закончил ремесленное училище, начал работать на заводе слесарем-сборщиком, первые два месяца отработал. И удивительная женщина Анна Павловна Рыжова затащила меня в народный театр, поручила роль Дормидонта в «Последней любви» Островского. А потом был республиканский смотр художественной самодеятельности в Минске. И случайно на нашем спектакле оказалась главный режиссер Минского ТЮЗа Любовь Мозалевская. После спектакля подошла ко мне: «Вы не желаете попробоваться в профессиональный театр?» Я говорю: «А зачем? Я работаю на заводе, зарабатываю хорошо. Мне интересно заниматься в народном театре...» — «Давайте попробуем. Завтра воскресенье, у нас „Ревизор“, перед „Ревизором“ худсовет. Мы вам дадим партнершу, вы сыграете кусочек, мы посмотрим. Нам понравилась ваша индивидуальность». Я пришел, волновался дико, будто у меня температура 40 была, горло пересыхало, руки тряслись, весь красный. Мне было 19 лет. С Людмилой Смоленченко, спасибо ей большое, сработали мы этот кусочек. После этого худсовет заседал. Вышли они такие возбужденные: «Поздравляем. Мы вас зачислили в труппу. Вы будете получать 65 рублей». Представляете, я на заводе получал до 300 рублей, огромная сумма, а тут 65. «Давайте попробуем. Вы, конечно, знаете белорусский язык?» — «Знаю». Мне дают газету, я ни в зуб ногой. Пришлось за три месяца выучить белорусский язык. И с тех пор покатилось. Потом в Витебский академический театр меня забрали. Мама и отец жили в Витебске. Мне выгодно было работать в этом театре. Параллельно я учился в Студии при Академическом театре им. Янки Купалы в Минске. Наш курс вел Молчанов, великолепнейший артист. Но, к сожалению, через год он умер, и Студия распалась. Все-таки я там какие-то навыки получил. В основном, учился, конечно, в театре. Иосиф Степанович Попов со мной возился, 13 лет я с ним проработал. И за кулисами свистел, кричал, сегодня — большая роль, завтра — маленькая... С этим режиссером я работал спокойно и уверенно. Словом, судьба катилась, катилась и, наконец, прикатила меня в наш град Орел«.
Это было в 1974 году. Петру Воробьеву было 32 года.
В Орле судьба Петра Сергеевича Воробьева сложилась счастливо. Самое главное — он нашел своего режиссера. Двадцать пять лет руководил театром заслуженный деятель искусств РФ Борис Наумович Голубицкий, который высоко ценил талант актера. У них было какое-то удивительное взаимопонимание. Невозможно перечислить все роли Петра Воробьева. Одной из самых интересных считается Городничий в «Ревизоре». В этом спектакле Бориса Голубицкого не было острой сатиры, обличения, была какая-то драматическая нота, даже, быть может, лирическая. И Городничий в исполнении Воробьева в финале вызывал сочувствие. Вообще, какие бы роли не играл Воробьев, даже самые «отрицательные», он всегда ищет возможность защитить своего героя, найти в нем какие-то человеческие черты. Так было с Городничим, с Кречинским, Предводителем дворянства в одноактной пьесе И.С. Тургенева «Завтрак у Предводителя»...
Жить в Орле рядом с тургеневским Спасским-Лутовиновым, работать в Театре им. И.С. Тургенева и не «заболеть» Тургеневым невозможно. Надо отдать должное Борису Наумовичу Голубицкому и его жене и соратнице, завлиту театра Ольге Михайловне Нестеровой: за четверть века их бытности в Орле И.С. Тургенев занимал очень большое место не просто в репертуаре, но и в жизни театра (1987-2012).
Петр Сергеевич Воробьев рассказывал: «С Тургеневым удивительная вещь связана в моей судьбе. Мне ведь довелось молодым сыграть и Лаврецкого, и Базарова с другой режиссурой, совершенно другого склада. Меня Тургенев не отпускает. И вот приехал Борис Наумович Голубицкий со своим взглядом на Тургенева. Он открыл нам Тургенева как человека удивляющегося, с распахнутыми глазами, простодушного, который проникает в самую душу и актера, и зрителя. Почему зритель так горячо принимает и „Завтрак у Предводителя“, и „Провинциалку“, и „Колдуна“, и другие наши тургеневские спектакли? Потому что Голубицкий нас этим заразил, от этого очень легко играется. Но трудно в репетициях, так тяжело раскапывать „нутро“ каждого образа. Спасибо режиссеру, он просто молодец, заставил нас влюбиться в Тургенева. Когда первый раз Голубицкий взял „Провинциалку“, говорит: почитай пьесу. Я прочитал, пришел к нему и говорю: „Ну зачем этот нафталин нужен?“ — „Подожди, не спеши, давай мы потихоньку друг друга будем слушать“. — „Ну, давайте“. И Голубицкий начал мне раскрывать Тургенева именно с человеческой стороны, с душевной. И какая потрясающая вещь открылась!.. Ведь мы Тургенева в школе проходили как занудного, скучного писателя, как бы, он такой поэтичный, романтичный. Ничего подобного. Он — хулиган, в хорошем смысле, в нем столько огня и радости жизни. Так, как мы играем Тургенева, в других театрах не играют. Голубицкий зацепил, почувствовал эту струнку, эту радость жизни тургеневскую».
Петр Сергеевич Воробьев назвал три произведения И.С. Тургенева — одноактные «Провинциалку», «Завтрак у Предводителя» и оперетту-фантазию «Последний колдун», музыку к которой написала Полина Виардо. Эти спектакли принесли большой успех театру, режиссеру Борису Голубицкому, актеру Петру Воробьеву и его партнерам.
«Провинциалка» — очаровательная пьеса, легкий, изящный спектакль в стиле французского водевиля, был большой удачей режиссера Бориса Голубицкого. Сюжет прост. В провинциальный город из Петербурга приезжает граф Валерьян Николаевич Любин, человек немолодой, влиятельный. Граф Любин стал одной из самых любимых ролей Петра Воробьева. Все грани его таланта, кажется, проявились в этой роли: умение выстраивать характер персонажа, пластичность, музыкальность, озорство, чувство юмора... Высокий, изящный, с остатками былой красоты, Граф был очарователен и чуточку смешон. Одна из лучших сцен спектакля, когда влюбленный Граф поет сочиненный им итальянский романс (он поклонник всего итальянского), Даша ему аккомпанирует на фортепиано. И он решил объясниться ей в любви, встает на колени. И в этот момент врывается муж, чиновник Ступендьев, которого замечательно играл Алексей Магдалинин. Любин пытается встать с колен и не может, просит о помощи, но никто не торопится ее оказать, Даша умирает от смеха... Казалось, все ее мечты о месте для мужа в Петербурге рухнули. Но нет, граф Любин — благородный человек. С трудом поднявшись, говорит, что все свои обещания он выполнит, и Даша с супругом будут в Петербурге. Какую интонацию нашел Петр Воробьев для этих последних слов Любина! Он обижен, оскорблен, но он аристократ и человек слова.
Борис Голубицкий о Петре Воробьеве говорил: «Петр Сергеевич — очень русский артист. У него такая природа национальная, природа широкого, очень мощного человека. Во всех ролях этот масштаб ощущается — Сухово-Кобылин, Островский, Гоголь, Тургенев... У него легкая актерская рука. Если в спектакле занят Воробьев, то чаще всего, это успех, и успех на долгие годы. Он заразителен, необыкновенно привлекателен для зрителей, обладает прекрасной мужской статью. Это ценно и важно для театра. Был у нас спектакль по тургеневской сказке „Последний колдун“. Петр Сергеевич на протяжении 15 лет играл роль Колдуна Кракамиша с таким увлечением и таким молодым азартом!.. Играл в Баден-Бадене, играл на ступеньках дома Тургенева в Буживале, и везде — успех за счет таланта актера. У Кракамиша там была настоящая оперная партия, и Петр Сергеевич прекрасно с ней справился».
Тут нужны некоторые пояснения. Дело в том, что труппа Орловского академического драматического театр им. И.С. Тургенева под руководством Б.Н. Голубицкого в течение нескольких лет совершала путешествия по тургеневским местам Европы. Для артистов это было очень важно и незабываемо. Петр Сергеевич Воробьев вспоминал: «Конечно, нас поразил Париж, как любого человека, посещающего Францию. Но для нас побывать в Париже, пройти по улицам, по которым ходил Тургенев, было чем-то особенным. Мы были в Буживале в его усадьбе и усадьбе Полины Виардо. Это удивительные места, удивительные там деревья... Мы играли там замечательную вещь, поставленную нашим художественным руководителем Голубицким в очень интересной форме — „Последний колдун“. Играли на природе. Открываются красивые двери особняка... Французы-зрители сидели на поляночке. Мы появлялись из-за деревьев. Звучала музыка. Дождичек накрапывал. Но это было такое наслаждение. Такого ощущения у нас не было на сцене. Птицы поют. Это просто поразительно. И было полное ощущение, что сейчас выйдет Тургенев. Я жутко волновался. Когда отыграли спектакль, я все время смотрел — появится он или нет».
Петру Сергеевичу Воробьеву очень повезло с партнерами, в Орле была прекрасная труппа: Екатерина Карпова, Татьяна Попова, Павел Сыромятников, Алексей Магдалинин, Николай Чупров, Артур Максимов, Сергей Коленов, Павел Легкобит... Петр Сергеевич убежден, что «партнера на сцене надо любить и уважать, ведь от него надо отталкиваться. Солировать, что ли, станешь? Тогда ты никому не будешь нужен — ни себе, ни зрителю. Спектакль создается ансамблем».
Особое место в творческой биографии Воробьева заняла встреча на сцене родного театра с Верой Кузьминичной Васильевой. Ее содружество с Орловским театром и режиссером Голубицким началось со спектакля «Воительница» по Н.С. Лескову. А потом возникла идея поставить пьесу А.Н. Островского «Без вины виноватые» с Верой Васильевой в роли Кручининой и Петром Воробьевым в роли Мурова. И возник удивительный дуэт.
Петр Сергеевич вспоминал о встрече с Верой Кузьминичной как с партнершей: «Она удивительный человек, очень открытая. Я называл ее „Солнышко“. Такое ощущение, как будто она все время сияет. Она настолько лучезарная, сумела себя так воспитать, что ее свет должен греть людей. Первые репетиции, естественно, ей не до меня было. Она вдруг монолог свой прочитывает так мощно. Я чувствую, что не дотягиваю, понимаю, что мой Муров — отрицательный образ, ко мне отношение однозначное, хоть на уши встань, все равно скажут: негодяй, бросил ее и ребенка. Мы-то задумывали с Голубицким, что он благородный человек, ну, так случилось в жизни, по молодости сделал глупость, а теперь дико, отчаянно переживает. А потом мы с ней как-то в гримерке поговорили, она мне рассказала пару случаев из своей жизни. И вот эта беседа двадцатиминутная мне очень многое дала. Я вдруг увидел: вот какая она, моя Кручинина, вот какая она была в молодости. Я должен с ней обращаться как с молодой. И я начал так работать: не вижу никаких морщин, вижу молодую девушку. И сразу все пошло, и искренние слезы пошли, и отчаяние — что же я наделал! И у нас получилось. Она дала такой мощный толчок».
А вот что говорила о своем партнере Вера Кузьминична Васильева: «Мне посчастливилось в спектакле „Без вины виноватые“ играть с Петром Сергеевичем любовную пару. Надо сказать, что играть с ним любовь очень интересно. Он играет отрицательного человека, но в нем столько эмоциональности, и, кроме того, моя героиня любила его когда-то. Поэтому какое-то двойственное ощущение: и боль, и неприятие, и вспыхнувшее подспудно чувство. Петр Сергеевич дает эту возможность именно своим исполнением. Если бы он был просто отрицательный, просто закрытый человек, то какие-то краски исчезли бы и у меня. А мне с ним очень легко. И после этой роли я потихоньку мечтала, чтобы какой-нибудь спектакль появился для нашей любовной пары, естественно, соответственно возрасту. У него еще очень много такого эмоционального, заразительного начала. Я знаю, что в Орле он играет главные роли и играет их превосходно. Мне почему-то очень хочется сыграть с ним любовь, может быть, отвергнутую, какую угодно. Он у меня вызывает почему-то такие разнообразные чувства и будит мое сердце и мою фантазию. Я ему желаю, конечно, ролей всяких, прекрасных... Ну и, может быть, у нас будет когда-то сценическая встреча...»
Мечта Веры Кузьминичны Васильевой сбылась. Прошло совсем немного времени, и она снова встретилась с Петром Сергеевичем Воробьевым на сцене Орловского театра в спектакле по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». Она — Филумена, он — Доменико Сориано.
В этой статье использованы материалы из моего архива. В течение нескольких лет я была участником Всероссийского театрального фестиваля «Русская классика», который проходил в Орловском академическом драматическом театре им. И.С. Тургенева с 1988 по 2008 год. Слова Веры Васильевой о Петре Воробьеве я записала осенью 2002 года, когда готовила передачу на «Радио России» к 60-летию артиста. Прошло 20 лет. 80-летие П.С. Воробьева и 50 лет его работы в Орловском академическом драматическом театре имени Тургенева отметили немного заранее, 21 июня (день рождения 20 июля) бенефисом артиста. Он играл отрывки из любимых спектаклей, в том числе и из «Провинциалки». Петр Сергеевич получил много поздравлений от коллег, поклонников, от Б.Н. Голубицкого. Неожиданным был приезд в Орел на празднование художественного руководителя Московского театра «Модерн» Юрия Грымова. Воробьев играет великого русского актера Михаила Чехова в спектакле Театра «Модерн» «Ничего, что я Чехов?». Три года назад он получил премию газеты «Московский комсомолец» за лучшую мужскую роль второго плана в московском сезоне 2018-2019 г. У Петра Сергеевича много наград, одних тургеневских премий — четыре. Но эта премия особенная.
Каким же образом состоялось знакомство актера и режиссера? Юрий Грымов приехал в 2019 году в Орел по поручению Министерства культуры РФ помочь с организацией юбилейных торжеств И.С. Тургенева, смотрел спектакли всех орловских театров. В Тургеневском попал на спектакль «Тайнобрачие» по рассказу Н.С. Лескова. На сборе труппы он сказал: «Я пришел на спектакль минут на 15, но не смог уйти, так мне понравился актер Петр Воробьев. Его энергетика, его обаяние безусловны. Я видел, как он профессионально работает. Я хотел бы пригласить его в наш театр сыграть спектакль, если согласится». И прислал пьесу «Ничего, что я Чехов?». Поздравляя Петра Сергеевича с юбилеями, Юрий Грымов сказал: «Этот артист — уникальный подарок для меня как режиссера и зрителя. Вся труппа театра „Модерн“ его любит и уважает, потому что это яркое явление культурной жизни России, не только Орла. Поверьте, я — режиссер, избалованный хорошими актерами. И Петр для меня бриллиант, с которым хочется еще что-то новое сделать».
Источник: Страстной бульвар,10