В Орловском академическом театре им. И.С. Тургенева можно увидеть фотовыставку Петра Мусатова «Дети театра. Большие и маленькие» (0+).
Петр Мусатов – фотохудожник и тот самый человек, благодаря которому после каждой премьеры зрители имеют возможность полюбоваться фотографиями со спектаклей, а некоторые постановки театра, в частности, «Школа жен» (16+), органично дополнены чудесным видеорядом.
О том, каково это быть фотографом в театре, и о том, что значит для фотохудожника персональная выставка, Петр рассказал корреспонденту «Орловской городской газеты».
– Петр, чем работа фотографа в театре принципиально отличается от работы фотографа, скажем, в студии?
– Театр – это прежде всего репортажная съемка. Спектакли стараюсь снимать на финальных прогонах, пока есть возможность перемещаться по залу. Нужно быстро ориентироваться в изменяющихся условиях по свету, предугадывать оптимальную точку съемки, чтобы не упустить то, что у репортажников называется «Решающий момент».
– Сколько кадров вы делаете за один спектакль?
– Больше тысячи, притом, что сериями стараюсь не снимать. После этого немало времени занимает отбор, поэтапным просеиванием избавляюсь от всего лишнего и неудачного. В итоге до публикации доходит порядка пятидесяти.
– Существует ли для вас какаято разница между актерами и людьми, которые никогда не были моделями? Кого проще снимать?
– Проще снимать, конечно же, актеров, но лишь потому, что они по определению люди более раскрепощенные, готовые к импровизации. Фотографу просто не нужно делать эту работу – помогать человеку расслабиться в кадре. Однако справедливости ради давайте подчеркнем: не бывает абсолютно нефотогеничных людей. По крайней мере, мне так кажется, я таких не встречал. Да, многое решает ракурс. Бывает, что красивый человек получается на снимке как будто застывшим, каменным, но это значит только одно: нужно искать правильное настроение и ракурс.
– Выходит, успех кадра действительно зависит от настроения модели?
– Безусловно. Есть даже такое сравнение – «как фотография в паспорте». Речь прежде всего об общем напряжении, которое испытывает человек. Расслабленность, спокойствие, искренняя улыбка – все это украшает кадр.
– И все же выставка «Дети театра…» состоит из постановочных снимков.
– Да. Эта выставка приурочена к Году семьи, в ней участвовали работники театра и их дети. Все фотографии делались специально для выставки.
– Что главное в работе над этим проектом?
– Несмотря на то, что съемка постановочная, главное то же – поймать момент. С детьми и сложнее и интереснее. Нужный кадр вряд ли получится в первые 1520 минут съемки, потому что ребенок еще напряжен и не может вести себя естественно. Но и растягивать этот процесс не стоит, потому что маленькие модели, да и взрослые, начинают уставать.
– Это ведь не первая ваша персональная выставка. Какая по счету?
– Четвертая. Я не такой уж опытный человек в этом плане. Были отборы из уже сделанных работ, и была выставка, как и сегодняшняя, которая снималась специально – «И смех, и боль, и тень, и свет…» (0+) о театральном закулисье. Первая выставка вызывала, конечно, большое волнение, сейчас, взгляд уже спокойнее, критичнее.
– Бывает так, что вам не нравятся сделанные вами снимки?
– Когдато я очень увлекался обработкой. Этот период есть, наверное, у всех. Сейчас я смотрю на фотографии из того времени и иногда задаюсь вопросом, как я мог счесть красивым то, что делал. Однако, я думаю, это важный и необходимый этап. Фотографии, представленные на выставке, тоже подвергались обработке, но я старался сделать ее с учетом опыта и того видения, которое есть у меня сейчас.
– Видеосъемка для вас во многом отличается от фотографии?
– По сути, и то и другое – работа с изображением, принципы построения кадра близки, так что отличия не слишком велики, музыка дает дополнительную краску, хронометраж заставляет быть более точным в отборе кадров и монтаже. Для съемок финального видео «Школы жен» в нашем распоряжении было судно, всего на пару часов. Мы прошли круг до плотины, Снимали с сыном сразу на две камеры. Актеры очень быстро сделали все, что нужно, хорошее настроение и расслабленность людей в кадре всегда являются если не залогом успеха любой съемки, то немалой его составляющей. Но, наверное, самые сложные и интересные в плане видеосъемки и монтажа – это работы над трейлерами спектаклей и многосерийными онлайнпроектами «Не забывайте о войне», «Краски Фета», «Грамматика любви», «Венок сонетов».
– Зрители увлекаются спектаклем и далеко не всегда обращают внимание на человека с камерой. Вы проделываете ежедневно большую и важную работу. Насколько к ней применимо понятие усталость? Можно ли на этой работе выгореть?
– Когда не обращают внимания, это хорошо, быть незаметным – одна из самых сложных задач при съемке во время спектакля. Что касается выгорания, если говорить откровенно, не знаю, иногда – наверное. Не люблю, когда одна задача наслаивается на другую и нет времени почувствовать вкуса творчества. Театр – это особенная среда, особенное место, в котором кипит жизнь. Театр не может быть работой, чемто, что стоит особняком от остальной жизни, облегчает ее или усложняет. Это просто неотъемлемая часть жизни.
– Многие люди отдыхают как раз с камерой в руках, воспринимая фотографию как приятное хобби. А как отдыхает фотохудожник?
– Раньше были велопутешествия, сейчас больше на даче. Я переключаюсь, занимаюсь физической работой, главное подальше от компьютера. Дачный сезон начинается чуть раньше, чем отпуск в театре, и длится чуть дольше. Как правило, этого времени оказывается достаточно, чтобы набраться сил, обновиться и подготовиться к новому театральному сезону.
Анастасия Извекова