Павлу Ивановичу Легкобиту — заслуженному артисту России, председателю Орловского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, профессору, общественному деятелю, исполняется 75 лет.
Для коллег Павла Ивановича и орловцев-ценителей театрального искусства нынешний год отмечен и другой знаменательной датой: 50 лет сценической деятельности, из которых 45 лет отдано Орловскому государственному академическому театру им. И.С. Тургенева.
Сыграно свыше 150 ролей, среди которых блистательные актерские работы в спектаклях «Дубровский» (Троекуров), «Село Степанчиково» (Бахчеев); ранее Анучкин, а недавно Яичница в гоголевской «Женитьбе», Иванов в «Нахлебнике», Афанасий Матвеевич в «Дядюшкином сне», капитан Чуханов в спектакле «Где тонко, там и рвется», Филимон Хрюков в «Шутниках», пастор Эванс в «Виндзорских насмешницах», Бенволио в «Королевской мышеловке», Маркиз Оттавио Фаветти в постановке «Аристократы поневоле» ...
Так совпало, что Павел Иванович вновь встречает свой юбилей премьерой «Женитьбы» Гоголя: на пятидесятилетний юбилей актер вышел на сцену в роли отставного офицера Анучкина — на сей раз зрители увидели любимого актера в роли экзекутора Яичницы. Павел Иванович смеется: «Двух женихов сыграл — теперь надо дожить до третьего!»
Смею предположить, что такие совпадения для тех, кто обращается к произведениям писателя-провидца, — хороший знак, ведь мистика и тайнопись судьбы, мерцающие сквозь гоголевскую прозу, в чем-то созвучны таинству актерского искусства.
Профессиональное мастерство Легкобита, его разносторонняя одаренность, человеческое и душевное обаяние, обостренная требовательность к себе, как к актеру, педагогу и руководителю большого творческого коллектива, отношение к театру, как к особой духовной сфере, влияющей на становление личности, мировоззрение и гармонизацию чувств, высоко оценены российскими зрителями и экспертным сообществом.
Более четверти века Павел Иванович бессменно на посту председателя Орловского регионального отделения СТД РФ, объединяющего сегодня 183 человека: актеров, режиссеров и представителей иных театральных профессий. Коллеги, орловская общественность и представители власти единодушно признают заслуги П.И. Легкобита на посту председателя, его обширную культурно-просветительскую деятельность, важный вклад в сохранение театральных традиций и литературного наследия региона.
Действительно, лучшего руководителя сложно себе представить, ведь Павел Иванович сочетает в себе не только лидерские качества, компетентность и ответственность, но и отзывчивость, деликатность, дипломатичность, готовность всегда прийти на помощь в сложной жизненной ситуации, что определяет творческую личность в целом.
В Орловском региональном отделении СТД РФ оказывается поддержка творческим работникам, переживающим материальные трудности и проблемы со здоровьем, осуществляется содействие в повышении квалификации, участии в фестивалях и конкурсах, в получении грантов и стипендий. Особое внимание уделяется ветеранам сцены.
Деятельность театрального сообщества развивается по многим направлениям, однако приоритетными остаются те же задачи, что и прежде: «Две главные идеи объединения: помогать нуждающимся коллегам и способствовать развитию театрального дела в России».
Сам Павел Иванович так определяет собственные цели и задачи: «Репертуарный театр, русская психологическая школа, школа переживания, школа жизни человеческого духа — это наше достояние. Нельзя позволить разрушить репертуарный театр. Нет, театр не умрет. Он вечен. Однако и его нужно сохранять, оберегать, развивать. Делаю для этого всё, что в моих силах.
К сожалению, не всегда есть понимание, что театр — неотъемлемая часть не только культуры, но и экономики, настроения, ауры региона, а ведь наше общее развитие напрямую зависит от духовного посыла, который мы получаем».
15 марта 2021 года решением Секретариата Союза театральных деятелей РФ П.И. Легкобит был удостоен высшей награды Союза театральных деятелей РФ — «Золотого знака СТД РФ (ВТО)» «За вклад в развитие театрального искусства России».
Общее удивление вызывает талант Легкобита успешно совмещать актерскую профессию и работу в СТД РФ, для которой, как кажется, требуются качества не совместимые с вдохновенной творческой самоотдачей. В действительности, в этих видах деятельности нет противоречия, наоборот — по сути, любое искусство, и театр в особенности, явление синтетическое, включающее в себя целый спектр разнообразных человеческих дарований, умений, возможностей, и именно они, в гармоничном сочетании, приводят к значимому результату.
Павел Иванович следующим образом объясняет сосуществование в своей жизни этих, на первый взгляд, противоречащих друг другу сфер бытия: «Они никак не могут помешать друг другу, потому что в основе работы лежит любовь к театру, к людям театра, кем бы они ни были: режиссерами, артистами, художниками, бутафорами... Это общее дело, и все, кто к нему причастен, — крупинки, делающие сосуд полным, члены единого братства. Тем Союз и дорог, что он объединяет».
Активная жизненная позиция как личности и художника, глубокое понимание законов театрального искусства и становления актера в профессии привели Павла Ивановича к педагогике: он — профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений Орловского государственного института культуры. Его ученики, получив актерскую профессию, востребованы в театрах России. «Мои студенты — самые лучшие люди на свете, — говорит он об учениках. — Ко всем к ним отношусь с беспредельной отеческой нежностью и заботой. Мне повезло, что я преподаю».
Павел Иванович признается, что не только учит, но и сам учится у своих студентов. Стремление к постоянному развитию, самосовершенствованию — вот, думаю, еще один секрет его актерского мастерства и поразительной творческой результативности.
В пору актерского становления эту духовную устремленность поддерживали и развивали в нем великие педагоги русской театральной школы, о которых Павел Иванович отзывается с особой теплотой: «Мне очень повезло с моими учителями, которыми гордится русский театр: народная артистка РСФСР Наталия Ивановна Терентьева, народный артист СССР, лауреат государственной премии Валерий Сергеевич Нельский, народный артист СССР Сергей Константинович Тихонов и многие другие. Было, с кого брать пример...»
Окончив Ярославское театральное училище, курс актера и педагога В.С. Нельского, молодой выпускник был приглашен в Пермский драматический театр (ныне Пермский академический Театр-Театр), где прослужил пять незабываемых лет: «Пермский драматический театр был одним из лучших провинциальных театров того времени, — вспоминает он. — Практически в одно время со мной труппу пополнили выпускники Щукинского, Щепкинского театральных училищ, ГИТИСа... Такой атмосферы творчества, как в тогдашнем пермском театре, не встречал потом никогда. Именно в тот период у меня сложилось особенное отношение к театральному искусству как к высшему проявлению внутренней человеческой культуры. Сейчас многие режиссеры увлекаются формой, забывая о главной миссии театра — показывать жизнь человеческого духа».
Большой удачей актер считает творческую встречу с режиссером Иваном Тимофеевичем Бобылевым, сокурсником Михаила Ульянова, Михаила Бушнова, Юлии Борисовой, Юрия Катина-Ярцева по Щукинскому театральному училищу. И.Т. Бобылев, народный артист СССР, главный режиссер и художественный руководитель Пермского академического театра драмы, режиссер других крупнейших театров, в том числе Московского драматического театра им. К.С. Станиславского (ныне Электротеатр «Станиславский»), лауреат государственной премии, лауреат премии «Золотая Маска», режиссер, первым в России поставивший пьесы западных авангардистов XX века, обладал выдающимся педагогическим талантом. Занимаясь профессиональным ростом артистов, он уделял особое внимание практике, формировал их как личности.
В 1978 году по приглашению режиссера и драматурга Леонида Юрьевича Моисеева актер приехал в Орел для работы над ролью Лариосика в постановке «Дни Турбиных» М.Булгакова и с тех пор служит в Орловском государственном академическом театре им. И.С. Тургенева.
Вдвойне символично, что первый педагог Павла Ивановича — Валерий Сергеевич Нельский в 1960-1983 годах возглавлял Ярославское отделение Всероссийского театрального общества — получается, и на этом театральном поприще ученик пошел по стопам своего учителя. Так, из века в век, из поколения в поколение через переплетение судеб, мглу и сумятицу исторических эпох, сквозь непреходящие дождевые потоки мод, идей и направлений, продолжается театральная традиция, сохраняются фундаментальные основы вечного и до конца непостижимого искусства, имя которому — Театр.
Павел Иванович говорит, что очень доволен своей судьбой, ведь на его жизненном пути встречались прекрасные люди, которым он многим обязан. Замечательно, что те дары, которые послала ему судьба, он не только с благодарностью принял, но и многократно преумножил, сам став человеком, вдохновляющим, мотивирующим окружающих на лучшее, светлое и доброе.
Мы поздравляем Павла Ивановича Легкобита с юбилеем и желаем ему крепкого здоровья и творческих успехов!
Источник: Страстной бульвар, 10