Орловский академический театр им. И. Тургенева открыл новогодний сезон музыкальным спектаклем «Волшебная лампа Аладдина».
В наше время трудно найти ребенка, который бы не смотрел знаменитый диснеевский мультсериал про Аладдина. Всемогущий летающий джинн, болтающий на современном подростковом сленге, чудеса волшебных пещер, летающие ковры... — диснеевские мультипликаторы и голливудские технологии заставляют оживать сказку на экране. Спектакль орловского театра про находчивого восточного героя переносит современного, избалованного гаджетами, ребенка в волшебный мир сказки наяву. Маленькие орловцы на спектакле режиссера Олега Степанова были в полном восторге — ведь им показали волшебные трюки безо всяких 3D.
Рок-н-ролльные гитарные ритмы, обыгрывающие восточные мотивы, зачаровывают юных зрителей уже в самом начале спектакля. И вот в кромешной темноте зрительного зала таинственно возникают светящиеся жезлы (на самом деле ими в темноте управляют актеры, а свечение им обеспечивают светодиодные ленты), на которых развешаны причудливые фигурки восточных животных: слоники, черепахи...
Дети в зале раскрывают рты от изумления: поющие актеры с чудесными светящимися жезлами, в восточных шароварах и тюрбанах, проходят совсем рядом, вдоль зрительских кресел. И поют про ночной Багдад, в котором «все спокойно».
На сцене — дворец султана с перевернутым месяцем на крыше. Сцена залита волшебным синим светом. Сценограф Владимир Королев не пожалел красок для изображения восточной роскоши. Декорации спектакля ни секунды не находятся в покое — дворец, не исчезающий со сцены на протяжении всего спектакля, постоянно меняется. Действие происходит то в сверкающих дворцовых покоях, то в комнате колдуна, из которой виден черный бархат неба.
Огромный чан на колесиках — это и печь для лепешек, и волшебная пещера, куда прыгает Аладдин (актер Сергей Гнедов) за лампой. Вот пышный дворец закрывается обычными шторками, и зритель уже оказывается дома у Аладдина. Над шторками «летят» джинн с Аладдином (актеры передвигаются на стремянке, которую зритель не видит за шторками). Кстати, такие легкие, несложные, но необычные и функциональные художественные решения очень хороши для театра, который в связи с ремонтом будет показывать новогоднюю сказку на разных площадках города.
Добрую половину спектакля актеры поют. Мелодичные и легкие арии и дуэты композитора Михаила Роговенко не дают заскучать во время спектакля даже самым маленьким зрителям. Режиссер-постановщик, видимо, хорошо разбирается в детской психологии, во всяком случае, он знает, чем привлечь капризного юного зрителя. Если песня — то со смешными мультяшными движениями актера, если джинн — так с настоящими африканскими дредами и летает по-настоящему.
Очень полюбился юным зрителям Султан (актер Дмитрий Бундиряков) в длинных одеждах, которые держатся на широких обручах, и с огромным тюрбаном на голове. Смехотворен и тощий длинноногий визирь (актер Андрей Царьков), одетый в черные лосины, блестящий плащ и шляпу с очень широкими полями. Все актеры обуты в характерные восточные башмаки с длинными загнутыми носами.
Очень эффектно выстроена сцена восточного базара, когда появляются торговки, облаченные... в свой товар. Восточный плов? Актриса держит вокруг себя юбочку-казан с искусственным рисом и ароматной бараниной, а головным убором ей служит большая поварешка. Корзина с фруктами «гнездится» в виде шляпы на голове торговки фруктами. Здесь, на рынке, впервые встречаются принцесса Будур и Аладдин. Здесь вспыхнула с первого взгляда их любовь. Капризная, озорная Будур (Екатерина Гусарова) в коротких панталончиках и со смешными хвостиками крикливыми фразами и детским баловством напоминает озорницу Пеппи Длинный Чулок. Ее образ отлично оттеняет открытый простак Аладдин.
Самый зрелищный, яркий персонаж в спектакле, несомненно, Джинн (Антон Бачурин). Он появляется на сцене под зажигательное диско — в красной, обтягивающей рубашке со стразами, шароварах из атласной ткани и с длинной мохнатой гривой, напоминающей копну модных африканских косичек. Он хорошо двигается, остроумен, забавен и к тому же помогает доброму герою Аладдину, поэтому моментально становится любимцем зала. Причем, как малышей, так и взрослых.
Самой романтичной и нежной сценой спектакля стала встреча Принцессы и Аладдина, в которой Будур думает, что любимый ей только снится. Сквозь белую завесу зрителям видна только ее четкая тень, Аладдин же прикасается ладонями к тени принцессы и поет о своей любви к ней. Белая завеса играет при этом всеми красками заката — розовыми, голубыми, желтыми...
Сказка заканчивается свадьбой принцессы и Аладдина, несмотря на злые козни визиря и упрямство султана. Последнего убеждают, что он во сне видит свадьбу дочери и бедняка, и тот рад участвовать в таком забавном сне, и, умиленный, даже играет с «козой» (игрушкой на колесиках) матери Аладдина. Любовь меняет мир. Зло склоняется перед любовью. Даже Джинн, которому в финале спектакля колдун, выкравший волшебную лампу, приказывает убить Аладдина, отказывается подчиниться злой воле и предпочитает покинуть свое вечное пристанище и переезжает жить в простое ведро.
... Когда-то в детстве спектакль про Аладдина в орловском ТЮЗе очаровал меня и навсегда влюбил в театр. Те, кто поведет своих детей на нынешнего Аладдина, помните — очарование красивой сказкой благословенно: оно не раз поможет вашему ребенку в жестокой жизни, где добро не всегда побеждает зло...
Источник: еПресса