Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Елена Полянская: «С холодным носом на сцену выходить нельзя!»

04 октября 2015

На счету у актрисы сотни образов героинь-красавиц, а она скучает по детским спектаклям, «в которых можно пошалить».

Елена Полянская: «С холодным носом на сцену выходить нельзя!»

Первой стала для неё роль Антигоны в спектакле Воркутинского народного театра. Так судьба с самого начала определила амплуа будущей заслуженной артистки России Елены Полянской. Её лирическая героиня в полную силу раскрылась в Орловском государственном академическом театре им. Тургенева, на сцене которого она служит уже 27 лет.

Впервые я увидела Елену Полянскую в небольшой гримёрке орловского ТЮЗа. Заглянуть туда удалось благодаря тому, что мои родители работали в театре. За несколько часов до спектакля вместе с гримёром Полянская укрепляла на своём лице длинный буратинский нос. Для меня, четырёхлетнего ребёнка, это было настоящее священнодействие - наблюдать, как стройная женственная актриса вдруг превращается в дерзкого угловатого Буратино на тонких и, правда, будто деревянных ногах. В Буратино Полянской была влюблена вся орловская детвора начала 80-х. Её улыбка до ушей заставляла ребят в зале буквально визжать от восторга. Елена признаётся, что и в ней самой участие в детских театральных сказках вызывало настоящую эйфорию.

- Это даже для здоровья полезно, - уверяет она. - С удовольствием бы подурачилась!

Елена Полянская с рождения росла в творческой атмосфере. Отец будущей актрисы работал музыкантом. В доме звучали песни в самом качественном исполнении - так формировался эстетический вкус маленькой Лены. Не только культурная атмосфера семьи вдохновляла её, но и неброская заполярная природа. Вдыхая запахи цветущей тундры, маленькая Леночка декламировала первые стихи, импровизировала и мечтала.

- Узнав, что в Воркуте есть народный театр, пришла на репетиции и сразу поняла, что это моё, - вспоминает актриса. - Тогда народные театры отличались высоким исполнительским мастерством и мало в чём уступали профессиональным коллективам. Всё было серьёзно. Кстати, в Воркутинском народном театре когда-то начинал Валерий Леонтьев. Так вот, на одном из фестивалей после спектакля ко мне подошёл главный режиссёр местного драматического театра. Ему понравилась моя Антигона, он стал расспрашивать, куда я буду поступать после окончания школы, пригласил работать к нему в театр.

В Воркутинском драматическом Полянская проработала один сезон. Тогда ещё не профессиональной актрисе достались серьёзные роли. Вышло так, что две актрисы ушли в декретный отпуск, и все их роли перешли к молодой Елене. Окрепнув и осознав окончательно, что театр - её судьба, Полянская поступила в Саратовское театральное училище, которое по уровню подготовки тогда котировалось очень высоко и стояло в первой тройке лучших театральных учебных заведений страны (достаточно сказать, что его выпускниками были Олег Табаков и Олег Янковский).

- Мне невероятно повезло с педагогами, - утверждает Елена. - Георгий Банников и Римма Белякова: он - щукинец, она - мхатовка, он - форма, она - содержание.

Это была настоящая азбука актёрской профессии. На таком уровне, считает Елена, сейчас, к сожалению, почти нигде не преподают.

- В современном театре, - говорит она, - есть органичность, новаторство, эксперимент, а школы - нет! Партнёрство, дыхание - эти понятия многим современным студентам театральных вузов незнакомы. А ведь профессия актёра складывается не только из таланта, но и из мастерства. Конечно, ещё и труд, и вдохновение. С холодным носом выходить на сцену нельзя!

После окончания училища и работы в Саратовском драматическом театре Полянская уезжает в орловский ТЮЗ, который тогда, в 80-х годах, после гастролей в Москве прогремел на всю страну. Знаменитый драматург Виктор Розов сказал о нём, что это лучший ТЮЗ в СССР! Главный режиссёр молодого орловского театра Юрий Копылов до того, как стать основателем здешнего ТЮЗа, работал в саратовском театре, где и заметил молодую актрису и впоследствии пригласил её в Орёл. Елена поехала на свой страх и риск - чужой город, жилья нет, в театр берут по трёхмесячному контракту…

- Копыловский ТЮЗ - моё самое лучшее время, - вспоминает наша героиня. - Мощная была команда! А удержать зрителя - это именно командная работа. Ни одного лишнего актёра не было, все работали на одном дыхании.

Через некоторое время Копылов посоветовал забыть про контракт и загрузил работой. Она сыграла в ТЮЗе множество ролей: Зербинетта («Плутни Скапена»), Алёнушка («Аленький цветочек»), Принцесса («Тень»), Бемби в одноимённом спектакле, Вика Люберецкая («Завтра была война»).

В 1988 году Елена Полянская почувствовала, что в ролях сказочных персонажей и школьников она рискует «заштамповаться», возникла потребность в профессиональном росте, ей хотелось попробовать себя в постановках другого уровня. И Елена перешла в академический театр им. Тургенева, где работает по сей день.

- Это - другой виток актёрской школы, - объясняет она.

Фото из домашнего архива актрисыПолянская считает себя счастливой актрисой. Она не замкнулась в своей  лирической героине, она её даже переросла. Орловский зритель знает Полянскую как актрису разноплановых ролей. Она может быть и трогательно нежной (Ирина, «Дым»; Виктория, «Сирена и Виктория»), и уморительно смешной (Аграфена Семёновна, «Шельменко-денщик»), и напыщенно «стервозной» (Герцогиня, «Европа подождёт»), и даже простецки грубоватой (Мать, «Постскриптум Р.S.»).

- Нельзя консервироваться в одном образе, - считает она. - Все роли мне по-своему дороги. Порой, когда спектакль уходит из репертуара, бывает до слёз жалко. Так было, к примеру, со спектаклями «Сирена и Виктория», «Плачу вперёд». Каждый образ оттачивает твоё актёрское мастерство, заставляет тебя жить и мыслить по-иному. Мастерство актёра шлифуется и житейским опытом, наблюдением. Но всё же актёрская профессия - это, скорее, призвание. Сейчас выпускается огромное количество молодых актёров, и многие уже считают себя звёздами, но необходимо понимать, что прежде всего надо овладеть мастерством.

Своему сыну Александру - студенту актёрского факультета (курс Александра Михайлова) в Орловском институте искусств и культуры - Полянская не устаёт повторять эти истины.

- Он должен знать, что может получиться, а может и нет, - говорит она про актёрскую карьеру сына. - Ты можешь так себя видеть, а режиссёр может вообще тебя не видеть как артиста. А быть балластом в театре - стыдно. Актёру нужно иметь горячее сердце и трезвые мозги, иначе он погибнет…

Елена Полянская с трепетом рассказывает, как важна в театре роль старожилов, «аксакалов сцены». Школа, традиция - эту азбуку, о которой она не устаёт говорить, можно получить только так: работая на одной сцене с «динозаврами».

- Понимаете, можно просто выучить текст и декламировать, но это не театр. Актёр должен быть чем-то наполнен. Конечно, здесь важна роль режиссёра. Ведь когда у спектакля есть каркас, актёр органично входит в образ, чётко понимая свою роль. Если тема раскрыта, актёр увлекается. Я считаю, что секрет успеха спектакля - влюбленность актёров в режиссёра. Тогда выходишь на сцену с добрым сердцем и открытым забралом!

Но спектакль не будет спектаклем без его главного партнёра - зрителя. По мнению актрисы, для актёра главное - заставить трудиться душу зрителя, который бывает разным.

- Конечно, я люблю так называемого театрального зрителя, который знает актёров, любит театр, - признаётся Полянская. - Но нельзя забывать о самой важной части публики - рядовых орловцах, которые, может, бывают в театре не так часто или вообще зашли случайно. Удержать вот этого зрителя - высший пилотаж для актёра. Зритель - это лакмусовая бумажка!

Елена Полянская вспоминает лихие 90-е, когда во время спектакля из зала могли лететь бумажные пульки, звучать выкрики хулиганов. Приходилось переживать всякое, но надо было продолжать играть несмотря ни на что. Хотя однажды пришлось даже остановить спектакль. Это был тот случай, когда «против лома нет приёма».

…Актриса бережно перебирает театральные программки. Полянская, как и все, наверное, артисты, хранит эти трогательные документы судьбы, ведь они - часть её жизни. К тому же все программки подписаны режиссёрами. «В этой роли ты по весне цветёшь!», «Дорогая и прекрасно светлая, с премьерой!», «Ты - прелесть!», «С замечательной работой!» - такими тёплыми словами благодарили её постановщики спектаклей.

- Я счастлива быть в той команде, в которой работаю сейчас, - признаётся актриса. - Это мощнейшие профессионалы, с которыми можно горы свернуть! Ждём только, когда в нашем здании закончат ремонт, чтобы тургеневский театр снова стал большим тёплым домом, где собираются друзья и просто хорошие люди.

Источник: Орёл-регион

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!