Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Герои нашего времени. Безжалостная версия

27 марта 2014

В Орловском академическом театре им. И.С. Тургенева состоялась очередная премьера. На этот раз зрителю представили спектакль «Пикничок» по пьесе современного драматурга Владимира Жеребцова в постановке художественного руководителя театра Игоря Черкашина.

Примечательно, что пьеса была написана в 2013 году. История выглядит настолько современно, что даже иногда становится неуютно – будто смотришь не на артистов на сцене, а на нескольких своих знакомых.

Сюжет пьесы достаточно незамысловат, однако в нем скрыто много вопросов, которые возникают по ходу действия. Молодые люди, запланировавшие развлечься, попадают в очень непростую историю. Загородная дача. Кресло-качалка, в котором королевой еще недавно восседала хозяйка дома, брошено на открытой веранде. Дом обветшал, постарел, осиротел. Пришли иные герои… Петюн – вечно в тренировочном костюме и черной кепке. Савчик – при папиных деньгах, на подаренной дорогой машине. Маша – своенравная девица «с претензией». Связывает их давнишняя детская дворовая дружба, которая неожиданно подвергается непростому испытанию: два трупа и шесть миллионов наличными…

Авторы спектакля описывают его как «детектив при плохой погоде». Хотя, как представляется, по законам жанра он вполне тянет на триллер: здесь льется кровь (правда, за сценой) и в некоторых местах прилично нагнетается саспенс – состояние тревожного ожидания у зрителя. Причем, в лучших традициях Хичкока, самое страшное здесь – не те события, что фактически случились, а то, что происходит в человеческой душе. По ходу спектакля именно от этого становится гадко так, словно смотришь отвратительную сцену с «расчлененкой», и хочется отвернуться. Только сделать это все равно не получится – неизвестно, как в такой ситуации поступал и думал бы ты сам… Спектакль рисует безжалостную картину нашего времени в целом и каждого его, времени, обитателя в отдельности.

Это история, конечно же, о власти денег. А на что вы, лично вы, готовы пойти, если есть возможность получить много денег, ничем, вроде бы, за это не поплатившись? И надо-то только ничего не делать некоторое время… Во сколько вы оцените человеческую жизнь, тем более, что человек-то очень плохой? Самое жуткое то, что герои даже не рассматривают вариант последовать гуманности, совести, «разумному, доброму, вечному» – им даже в голову такое не приходит. Эти идеалы крайне неудачно и комически отстаивает только полубезумная героиня, которую, к тому же, потом убивают.

Однако просвет есть. В спектакле, опять же, по законам жанра, крайне неоднозначная развязка. Остается неясным, было ли на самом деле все так ужасно, или это хитрый «развод», при котором вроде бы восстановлена «классовая» справедливость и «плохие» герои получили по заслугам.

Эта постановка уже позволяет говорить о том, что на орловской сцене появился особый режиссерский стиль – «почерк Черкашина» уже узнается. Как представляется, для него характерна особая эмоциональность: его спектакли рассчитаны на умного и очень наблюдательного зрителя – здесь тонкие движения характеров, не очевидные на первый взгляд, но очень значимые художественные детали, эмоция – на острие между реальностью и художественностью.

18 марта, после одного из премьерных показов спектакля, творческая общественность города чествовала режиссера – ему исполнилось 50. «Орловская среда» присоединяется к поздравлениям, желает Игорю Черкашину творческих успехов и долгой созидательной жизни.

Источник: Орловская среда