Все больший интерес у орловских театралов вызывает новый спектакль, поставленный в академическом театре им. И.С. Тургенева.
Целостная картина
Лирическая комедия для любящих и влюбленных «Просто жить» (12+) по рассказам Антона Чехова в постановке Антона Карташева идет на сцене музейного театра.
Зал небольшой – всего тридцать мест, и для многих зрителей спектакли, которые даются в нем, все еще в новинку. Однако на последний в 2024 году показ «Просто жить» билеты раскупили задолго до самого вечера.
На то есть множество причин. Вопервых, современному зрителю интересен Чехов. Этот факт с успехом доказала открывшая текущий театральный сезон премьера – «Вишневый сад» (16+) в постановке главного режиссера театра Владимира Хрущева.
Вовторых, орловцам понастоящему любопытно побывать в музейном театре не просто на экскурсии, а в полной мере ощутить себя зрителями, пришедшими в знаменитый театр графа Каменского.
Втретьих, и, пожалуй, в главных – имя режиссера говорит само за себя.
Антон Карташев известен в Орле не только как талантливый актер, но и как тонко воспринимающий материал, с которым работает, интересный и даровитый режиссер.
Спектакль «Просто жить» поставлен по нескольким рассказам Чехова: «Беззащитное существо», «Лошадиная фамилия», «О вреде табака», «Антрепренер под диваном» и «Дама с собачкой». Все эти сюжеты, такие разные, искусно сплетены в один, превращены в единую историю – трагичную, смешную, трогательную и волнующую. Ничто в ней не кажется диссонансом, ни один сюжетный ход не воспринимается наигранным и притянутым.
Напротив, грамотное сочетание чеховских рассказов позволяет зрителю взглянуть на героев, на мир, да и на самого себя шире. Наблюдая за действом на сцене, невольно задумываешься о том, что жизнь не останавливается ни на мгновение – пока в твоей судьбе бушуют страсти, за которыми не видишь и не помнишь ничего иного, ктото другой лечит зубы, делает подарки, сожалеет о безвозвратно упущенных возможностях. На ум приходят такие простые, но такие важные истины: все мы очень разные. Люди могут быть умными и глупыми, честными и плутами, окрыленными надеждой и несчастными, но все они хотят одного и того же – просто жить и чувствовать себя счастливыми и обретшими свое место в мире.
Дух Чехова
Сам Антон Павлович тоже появляется перед зрителем. Более того, Чеховых в спектакле целых четыре.
Они наблюдают за героями, не судят их, но находятся поблизости все вместе или поодиночке, чтобы успеть охватить, отметить, запомнить каждую деталь, каждую эмоцию, каждое переживание, толкающее людей на поступок. Не столь важно, хорошим станет этот поступок или плохим, благородным или отталкивающим, ведь он совершается по какимто причинам, и именно эти причины Чехов ищет и анализирует, а после предлагает нам, чтобы мы тоже имели возможность поразмыслить над ними.
– Веселый, легкий, одновременно любящий людей и сомневающийся в них, Чехов оставил нам прекрасное наследие, – делится своим мнением Антон Карташев.
Актриса театра Екатерина Дворниченко, исполняющая роль Анны Сергеевны («Дама с собачкой»), о своей героине говорит так:
– Мне кажется, это тот пример судьбы девушки, молодой женщины, в котором каждый увидит чтото близкое.
Чеховские персонажи в исполнении актеров театра действительно получились живыми и очень понятными. За ними любопытно наблюдать, вместе с ними хочется грустить и смеяться, но их совсем не хочется осуждать, ведь в каждой из предложенных ситуаций зритель невольно задается вопросом: «Как поступил бы я?», и наблюдающий за происходящим с лукавым прищуром Чехов оставляет за ним право мысленно, только самому себе честно ответить на этот вопрос.
Просто жить?
«Просто жить» – лирическая комедия для любящих и влюбленных, следовательно и центральной линией в сюжете должна была стать любовь.
История Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны из «Дамы с собачкой» знакома большинству зрителей и, кажется, не нова, однако в исполнении актеров академического театра она как будто начинает играть новыми красками.
Изумительное переплетение судеб героев, столкновение их желаний и чаяний – все это захватывает дух.
Проживая историю влюбленных и людей, так или иначе зависящих от них и связанных с ними, невольно отмечаешь, что у Чехова все как в жизни – нет «хороших» и нет «плохих». Есть просто люди, каждый из которых пережил собственную драму. Каждый хранит в душе и памяти сожаления, которыми невозможно поделиться. Каждый волен казнить и миловать самого себя за то, что сам считает упущением или ошибкой. Да и ошибки эти зачастую допускаются не из подлости, а просто потому, что не знал, как поступить иначе.
Открытый финал чеховского рассказа остается открытым и в спектакле, и он необычайно светлый, полный надежды не только для главных героев, но и для тех, кто окружает их. Когда актеры выходят на поклон, зрителю очень хочется верить, что у всех все обязательно будет хорошо, что каждый найдет в себе силы для честного и благородного поступка, что любовь окажется сильнее любых препятствий.
Каждый из героев хочет просто жить и ищет свой собственный правильный и честный путь к этому, однако далеко не каждому удается обрести его. Комуто кажется, что уже слишком поздно, другие связаны обязательствами, которые не смеют и не хотят нарушать. Однако все они так или иначе приходят к очень важному выводу, который как нельзя лучше формулирует Антон Карташев:
– Я думаю, «Просто жить» – это идеальный ответ Чехова. Что делать, если случается чтото сложное, страшное, болезненное? Просто жить.
Источник: Орловская городская газета