Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

К судьбе претензий не имею

19 июля 2015

Вслед за своим героем из спектакля «Костюмер» актер ОГАТ им. Тургенева Андрей Царьков признается в любви к своей профессии, которой служит уже 25 лет.

А первой артистические способности своего ученика отметила еще учительница литературы, пригласившая его в школьный спектакль. Она же рекомендовала юношу в молодежную театральную студию при Дворце профсоюзов — занятия там вел известный артист Ульяновского театра драмы. Все три последних класса школы Андрей одновременно играл главные роли в спектаклях современных авторов и, получив аттестат зрелости, отправился покорять театральные вузы Москвы.

Иди и рожай!

Приглянулся он московскому режиссеру Борису Голубовскому, который в том году набирал курс, но мастер откровенно заявил, что вынужден ему отказать – все равно скоро призовут в армию. Предложил явиться к следующему набору – через четыре года.

– Терять так много времени я не хотел, вернулся в Ульяновск и уже следующей весной явился в военкомат: «Срочно возьмите меня в армию!».

– А ты вначале роди, потом приходи, – огорошил отказом офицер.

– То есть как – «роди»?

– Знаем мы таких: поматросил, а теперь хочешь скрыться в армии от обманутой девушки. Не выйдет – иди и рожай, мы тебе отсрочку на год дадим.

– С трудом удалось убедить, что ни от девушки и тем более от ребенка я не сбегаю, а в армию мне нужно для того, чтобы через два года успеть к началу приемных экзаменов в театральный вуз. Офицер выписал мне повестку, но еще долго ворчал по поводу «сумасшедших», которых в этом кабинете давно не видели: уже шла война в Афганистане.

Не хуже Москвы

Служба дала ему не только нужный жизненный опыт. Андрей возмужал, был в хорошей творческой форме, а потому без проблем поступил на театральный факультет Воронежского института искусств (ныне – академия).

– Учили нас очень сильные педагоги, а ректор института народный артист РФ, профессор Бугров вводил не только в специальность, но и в жизнь, готовя ко всем подводным камням будущей профессии. Не уставал повторять, что на внешних данных актеру долго не продержаться, что молодость — капитал временный. Так что мы были готовы к «суровой правде жизни»: терпению в ожидании «звездной» роли, умению не терять себя ни при каких обстоятельствах, ироничному отношению и к простоям, и к сценическим удачам. А еще Мастер учил не заниматься маниловщиной, и не мечтать о «Гамлете в безумии ночей». Тогда и разочарований больших не последует.

Андрей мог вернуться в родной Ульяновск и театр, где было много своих, но хотел пробиваться самостоятельно. Вместе с однокурсниками Нелли Галченко и Виктором Межевикиным решил попытать счастья в незнакомом городе.

– Помог случай. Летом 1989 года орловский театр выехал на двухмесячные гастроли. Неля узнала, когда он дает спектакли в ее родном Тамбове. Мы поехали туда, показали членам худсовета сцены из «Старшего сына». Я играл Васеньку, Виктор – Бусыгина, Неля – Нину – и все трое были приняты в труппу, – вспоминает свое появление в Орле Андрей.

Хлестаков и другие

Но главную роль пришлось ждать несколько лет. Начинал с массовок и вводов второго плана, но по-настоящему орловский зритель узнал Царькова в роли Хлестакова, которую Андрей считает одной из главных в своей творческой биографии. Спектакль шел больше пяти сезонов, имел успех и на своей сцене, и на гастролях и закрепил за Царьковым амплуа яркого характерного актера.

Сегодня гоголевкий «Ревизор» – уже история. Так же, как спектакли «Воительница» и «Без вины виноватые», в которых Андрей выходил на одну сцену вместе с народной артисткой СССР Верой Васильевой. Афиши этих и других лучших спектаклей 90-х годов заняли место в театральном музее, а перечень ролей, сыгранных в последующие годы Царьковым, приближается к 50. Среди заметных работ только нынешнего репертуара роли в спектаклях «Жемчужное ожерелье», «Примадонны», «Королевская мышеловка», «Единственный наследник», «Василий Теркин», «Шельменко-денщик», «Европа подождет!»

Новый главный режиссер ОГАТ Игорь Черкашин занял его в своих спектаклях «Постскриптум. PS» и «Выстрел». И, наконец, роль Нормана в спектакле «Костюмер» по известной пьесе Р. Харвуда. 

Тайны закулисья

Это первый опыт работы худрука театра «Свободное пространство» Александра Михайлова с актерами ОГАТа — и весьма удачный. «Костюмер» стал заметным явлением Международного театрального фестиваля «LUDI», прошедшего в Орле в апреле 2014 года, и вызвал большой интерес зрителей и критики.

Для Андрея эта роль — как исповедь о невидимых миру тайнах закулисья, где нет ни маленьких ролей, ни маленьких людей, о жертвенной, все прощающей любви к искусству, о сладкой пожизненной пытке, которая называется театр.

В дуэте с народным артистом России Петром Воробьевым Царьков играет так, что не знаешь, кого больше жалеть, – сэра Джона, охваченного паническим страхом остаться к старости без привычного обожания публики, или преданного Нормана, ставшего за двадцать лет не только его костюмером, но и суфлером, и личным слугой, и поверенным в сердечных делах, – словом, самым близким и нужным в жизни человеком. И тем горше разочарование: в своих мемуарах, о которых знал только Норман, сэр Джон счел нужным поблагодарить поименно всех членов труппы, и только верный костюмер в них не был даже упомянут...

Жизнь вне сцены

– В этом плане я счастливый человек, – говорит Андрей, – меня не предавали и не платили черной неблагодарностью.

Считает день, когда его пригласили в Орел, одним из лучших в своей жизни. Здесь он не только состоялся как профессионал. В театре встретил Оксану. Знакомясь, принял красивую интеллигентную девушку за актрису и очень обрадовался, узнав, что она костюмер. Роман развивался на виду у всей труппы, и уже в мае 1990 года влюбленные поженились. А месяц назад отметили серебряную свадьбу. Сегодня Оксана Царькова заведует гримерным цехом театра, Андрей же активную актерскую работу успешно сочетает с должностью заведующего постановочной частью. Поздравляя Царьковых с юбилеем, коллеги много говорили о том, каким замечательным руководителем оказался Андрей Викторович, и каких высот достигла в своем «штучном» ремесле гримерапастижера Оксана Алексеевна.

Поздравляли и поклонники, и друзья семьи, но первыми все же были дочь Маша – дипломированный дизайнер и зять — молодой актер театра Евгений Дронников. Так что семейная традиция продолжается и, возможно, на сцену театра однажды выйдет внучка Царьковых Майя. Девочка уже сегодня проявляет большой интерес к лицедейству...

Источник:  Городская газета

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!