Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

На Орёл надвигается «Гроза»

19 октября 2020

В академическом театре им. И.С. Тургенева начались репетиции спектакля «Гроза» по одноимённой пьесе А.Н. Островского.

Спектакль ставит режиссёр из Санкт-Петербурга Яна Гловацкая, которая в интервью «ОП» рассказала, почему любит открытые финалы и почему не любит однозначность.

— Яна, в Санкт-Петербурге вы руководите необычным авторским театром под интригующим названием «Синий сарафан». Что это за проект?

— Четыре года назад я создала независимый авторский театр «Синий сарафан», который в прошлом году получил премию NCA Saint Petersburg Music Awards 2019 в номинации «Театр». Наш театр — чисто женский, актёры-мужчины участвуют в спектаклях только на приглашённой основе. Театр у нас негосударственный, поэтому мы можем позволить себе смелые эксперименты. Название «Синий сарафан» сложилось не сразу: сначала мы называли себя «Театральный матриархат», позже добавляли такие определения, как «этнолингвистический театр». У нас есть своя публика в Санкт-Петербурге, театр любят за смелость, эксперимент. Сначала мы ставили только пластические спектакли. Кстати, несколько лет назад «Синий сарафан» попал в пятёрку лучших пластических театров Европы. Потом стали расширять репертуар, ведь не все готовы воспринимать спектакль без слов. Теперь у нас есть и детские спектакли.

— Авторский независимый театр — и тут вдруг классическая «Гроза» Островского! Почему выбор пал на эту пьесу? Или это будет авангардная «Гроза»?

— Нет, это будет Островский. Я старалась оставить весь текст, не вымарывая даже сложные устаревшие слова. Немного будет изменён финал, но пусть это останется интригой. «Гроза» — это пьеса, с которой у меня особые отношения, которую я прочитала ещё в школе и сразу же записалась в театральную студию, решила стать актрисой. Поэтому, можно сказать, пьеса сыграла в моей жизни основополагающую роль. Несмотря на верность тексту Островского, спектакль не будет хрестоматийным и строго академическим. Ещё на читках я сказала артистам, что нужно отойти от навязанных стереотипов и посмотреть на героев свежим взглядом, не идти по исхоженному пути. Мы все смотрели эти «Грозы» много раз, и сложился некий стереотип, который мешает актёрам. К примеру, наша Кабаниха — она не какой-то однозначный монстр, а чуткая женщина, которая переживает за своего сына, пытаясь сделать из него настоящего мужчину. Я не люблю чёрное и белое, это примитивно. Всё в этом мире неоднозначно. Наша Катерина — это героиня, которая мечется между чувством и долгом, рисунок её роли — как линия кардиограммы, как качели. Это сейчас люди относятся к этому легко: сходил налево — и живи дальше. А раньше всё было совсем не так. Как её судить? Как оценивать её поступок в финале? Это слабость или, на­оборот, смелость? Это будет спектакль-исследование. Для меня, вообще, каждый спектакль — это путешествие с неожиданным финалом с многогранностью трактовок.

— Какая же главная мысль спектакля? Что вы хотите сказать в нём?

— Изначально я хотела ставить этот спектакль об отношениях отцов и детей. О том, как молодёжи навязывается этот тотальный контроль, полное подчинение. Но в процессе работы над спектаклем мы с актёрами поняли, что эта пьеса — о любви. Здесь её очень много. И это не только любовь Катерины — это любовь Кабанихи, любовь Дикого, Тихона. Любовь, любовь и любовь!

— Какую эпоху мы увидим на сцене? Кто выступает художником-постановщиком?

— По первому образованию я художник, поэтому все спектакли я оформляю сама. Кстати, в тургеневском театре как художник я сделала два спектакля: «Хитроумные влюблённые» и «Женитьба Фигаро». В спектакле будет много пластических интересных решений. Костюмы не будут отсылать к какой-то конкретной эпохе, хотя силуэт будет, несомненно, исторический. Но с оттенком бохо-стиля! В плане сценографии у нас будет всё довольно минималистично и аскетично. Я отношусь к тем режиссёрам, для которых главный на сцене — сам актёр. Для меня актёры не винтики для моей задумки, а напротив: персонаж зависит от них самих, от их энергетики, от их нутра. В спектакле будет необычная музыка, которую уже успела оценить хореограф театра Лариса Бухвостова. Мне очень нравится с ней работать, мы на одной волне.

— Как проходит работа над спектаклем?

— Работа идёт очень динамично и напряжённо. Мы много разговариваем с артистами, исследуем, ищем. В спектакле будет два состава, в которых занято 28 человек. И уже сейчас я вижу, что это будут два разных спектакля, одного рисунка не получится. У нас будут разные Катерины: актрисы разные и по типажу, и по возрасту, и по актёрской школе (Надежда Захаркина, Ольга Форопонова), разные Тихоны (Дмитрий Бундиряков, Павел Сыромятников).

— Пьеса «Гроза» входит в школьную программу. Школьникам будет полезно посмотреть этот спектакль?

— Да, конечно, думаю, что школьникам будет интересно. В нашем спектакле будет больше воздуха, света, жизни, чем в витиеватых сухих рецензиях и аннотациях, которые они читают в сборниках, где как раз всё кем-то чётко распределено: эта — дура, этот — монстр, этот — плохой, этот — хороший. А у нас школьник за этой «дурой» увидит совершенно новое, в «монстре» — человеческие качества. Премьера планируется в декабре, и, я надеюсь, орловский зритель оценит нашу новую работу. (12+)

Источник: Орел-регион

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!