В один из летних вечеров, словно сошедших со страниц книг Тургенева, в его родовом гнезде, Спасском-Лутовиново, состоялась премьера представления «В ночное с героями Тургенева». Первыми зрителями и участниками иммерсивного спектакля под открытым небом стали журналисты и театральные деятели.
Иммерсивный спектакль
Театральное новшество для Орловщины — иммерсивный спектакль — предполагает вовлечение зрителя в сюжет постановки как участника происходящего. Отсутствие зрительного зала стирает границу между артистами и гостями: в любой момент персонаж может подойти, посмотреть пристально в глаза или даже взять за руку, чтобы переместиться в другую локацию — для такого театра характерна смена мест действия.
Погружение в литературу начинается с визита на конный двор. Под звуки сверчков, птиц и ржание лошадей вместо традиционных театральных звонков телега и бричка в сгущающихся сумерках доставляют зрителей прямо к зеленой «сценической площадке». Самые смелые седлают коня и мчатся во весь дух. Кто-то, пока не веря в происходящее, осматриваясь по сторонам, ступает пешком, вдыхая прохладный воздух.
В зрительный зал — на поляну — зрители попадают уже в темноте. Первое, что они видят — костер и шестерых мальчишек вокруг него. Вместо билетера — бессменный спутник Тургенева в его охотничьих вылазках Ермолай.
Ожившие рассказы
Персонажи, пожалуй, самого известного из рассказов тургеневского цикла «Записки охотника» «Бежин луг» ждут гостей на лугу возле разведенного костра. Как и во времена писателя, крестьянские мальчики, отправленные в ночное присматривать за лошадьми, рассказывают друг другу страшные истории.
Постепенно у огня появляются и другие герои: Туман из рассказа «Малиновая вода», Сучок из произведения «Льгов»; звучат истории про Хоря и Калиныча, про барщину и оброк... Атмосфера детских страшилок заставляет поверить в происходящее и взрослых, которые не перестают вслушиваться в звуки ночного леса...
Главные герои спектакля — дети сотрудников музея-заповедника, а взрослые персонажи — те самые сотрудники Спасского. Приготовления к погружению начались еще в феврале: обкатывались лошади, писался сценарий, готовились костюмы руками Валентины Семичевой. Благодаря Константину Андрееву и родилась эта «сборка» из нескольких рассказов, а ее постановкой занялась режиссер Нелли Галченко.
Спектакль «В ночное с героями Тургенева» скоро появится в перечне музейных программ и будет показываться по предварительным заявкам. Информацию о нем разместят на сайте музея-заповедника и в соцсетях.
Справка «ОВ»
Приятное преимущество иммерсивного театра в том, что реквизит вовсе не бутафорский. Так, центральный символ — костер — по окончании спектакля накормил гостей печеной картошкой на углях. В меню XIX века также входил хлеб с салом и заваренный на луговых травах чай.
Источник: Орловский вестник