Директор театра Елена Казакова рассказала, что ждёт зрителя в предстоящем сезоне.
- Елена Ивановна, вы возглавили тургеневский театр недавно. С какими сложностями столкнулись? Как будете строить репертуарную политику?
- Период для театра сейчас не совсем простой: и в плане финансирования, и в плане руководства. Любая смена начальства - это стресс. Мы начинаем с чистого листа. Надо вернуть зрителя в театр, добавить свежих, молодых идей. В театре сформирован художественный совет, в который входят как театральные корифеи, так и молодёжь. Мы собирались и вместе решали, что, когда и как будем ставить.
- Какой работой будет открываться сезон?
- Это будет неоконченный роман любви и ненависти в двух действиях. Именно так обозначен в афише спектакль «Дубровский» по одноименному роману Александра Пушкина. Над спектаклем работает молодой режиссёр Алексей Доронин. Он сам сделал инсценировку, также является художником спектакля и сам делает музыкальное оформление. Могу сказать, что «Дубровский» у нас будет несколько необычный. У режиссёра свой взгляд на это произведение, отличающийся от общепринятого. Я была на нескольких репетициях, и мне очень понравилось, что Алексей Доронин «вытащил» из наших актёров то, что другие не могли. Они выступают в неожиданных амплуа и раскрываются совсем по-новому. Спектакль непростой, заставляет думать. Но при этом он вполне может быть программным, учебным для школьников. Актёры работают с удовольствием, занята почти вся труппа. Это большой спектакль с огромным количеством костюмов, действующих лиц.
- В ноябре мир празднует 200-летие со дня рождения Ивана Тургенева. И для тургеневского театра - это знаковое событие. Что-то готовите для орловцев и гостей города?
- Конечно, мы со всей ответственностью и трепетом готовимся к юбилею Ивана Сергеевича. Прекрасно, что в репертуаре театра уже идут спектакли по произведениям Тургенева. Это «Первая любовь» и музыкальная сказка «Людоед Микоколембо». Последний спектакль - очень интересная работа. Летом состоялась мировая премьера этой неизвестной, написанной для домашнего театра пьесы Тургенева. 23 октября, перед показом спектакля «Первая любовь», пройдёт небольшой перформанс «С любовью к Тургеневу», который начнётся на улице и будет плавно перетекать в фойе театра. В канун дня рождения Ивана Сергеевича, 7 ноября, в театре будет представлена ещё одна премьера. Это - спектакль по рассказу «Муму», который ставит на малой сцене наш актёр Антон Карташев. Спектакль, кстати, ставится на средства гранта Союза театральных деятелей РФ, который выиграл Карташев. Антон сам написал инсценировку, уже активно репетирует. 10 ноября в нашем театре состоится большой праздничный концерт, посвящённый 200-летию со дня рождения великого писателя. Выступят лучшие творческие коллективы области, актёры нашего театра. Орловцев ждёт много сюрпризов. Так, концерт будет вести народный артист РФ Валерий Баринов, приедут гости из Баден-Бадена, Парижа.
- Какие ещё премьеры будут представлены в новом театральном сезоне?
- 2019 год объявлен в России Годом театра. Постараемся его провести максимально ярко и творчески. Всего ожидается пять премьер. Обязательно будет одно серьёзное классическое произведение, несколько лёгких комедий. Но, подчеркну, это будут классические комедии: Лопе де Вега, Мольер. Ставить ширпотреб или спектакли «чтобы посмеяться» театр не будет. Из классики будем ставить или Достоевского, или Горького. Решаем совместно с худсоветом, идут переговоры с режиссёрами. Хочется найти золотую середину: привлечь зрителя яркостью, оригинальностью постановок, при этом не скатываясь в творческую пошлость и не ударяясь в излишний академизм. Очень хочется сломать стереотип отношения к академическому театру, как к чему-то тяжёлому, старомодному, несовременному, но не нарушив при этом традиции хорошего русского театра.
- В театре сейчас нет художественного руководителя. Он будет назначен?
- Думаю, что пока мы обойдёмся без такой должности. Будем работать с приглашёнными режиссёрами. Такая практика существует во многих российских театрах. В Орле кандидатур на пост худрука нет, приглашать же из других городов - накладно. Мы будем приглашать режиссёров на конкретные работы. Предложений, кстати, поступает очень много. Режиссёры присылают портфолио, видеозаписи своих постановок. Я хочу сказать, что мы будем делать ставку на молодых режиссёров. Не хочу обижать признанных мастеров, но, на мой взгляд, у молодых идей всегда больше. Молодёжь мобильнее, свежее, ярче. Будем давать зелёный свет своим актёрам, которые пробуют себя в качестве постановщиков. Это Екатерина Гусарова, Екатерина Аршинова, Нелли Галченко, Павел Сыромятников, Антон Карташев. Им тоже нужно расти.
Метафизика Дубровского
О своей работе над спектаклем «Дубровский» рассказал режиссёр Алексей Доронин:
- Когда мне предложили поставить «Дубровского», я удивился. Мне было любопытно поработать с таким материалом. Заинтересовала история про русского Робин Гуда, троекуровщина. Пушкина до этого я не ставил. Написал инсценировку, немного доработал концовку. Нет, я ничего не менял, просто у Пушкина финал остаётся открытым, мы же закрываем эту историю и одновременно открываем новую. Музыкальным и художественным оформлением спектакля тоже занимался я. В принципе, я всегда работаю комплексно, мне так удобнее. Считаю, что нам удалось актуализировать это произведение. И не в смысле переодевания в современные пиджаки, эпоху мы сохраняем. Вообще, если мы берём Пушкина, Тургенева, Горького, то эпоху надо соблюдать как правила игры. Чтобы осовременить произведение, я предпочитаю работать над текстом, через образы.
Пушкинский текст сохранён абсолютно, единственная вольность - это, как я уже сказал, концовка. Дубровского в спектакле мы сделали постарше, более брутальным в смысле органики исполнения. Наш герой крепок, уверен в своих поступках и словах. Он движим чувством мести за отца, он должен принять решение, иначе выйдет, что нехорошие люди так и останутся нехорошими людьми и будут помыкать хорошими. Всю историю я старался развивать вертикально, хотел добиться, чтобы она из социального уровня выстреливала туда, вверх, в небеса. Здесь присутствует некий символизм, метафизика. Все секреты открывать не буду, но скажу, что для этой метафизической вертикальности мы вывели одного из пушкинских персонажей в новое качество - это француз Дефорж. Через него много чего заиграло…
Справка
Алексей Доронин родился в Туле.
В 2002 г. поступил в ВТИ им. Щукина на курс Родиона Овчинникова.
После института работал актёром в театре «Et cetera» под руководством Александра Калягина.
Потом занялся режиссёрской деятельностью. Работал в театре «СТУДИЯ. project». Среди режиссёрских работ такие спектакли, как «Антигона», «Дон Кихот», «Фрекен Жюли», «Звёзды на утреннем небе», «Шукшин: один день из сельской жизни».
Источник: Орел-регион