Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Об искусстве, о призвании, о глухой безнадежности и радости, которую способно подарить человеку то, чему он отдается без остатка

18 ноября 2022

9 ноября в ОГАТ им. И.С. Тургенева состоялось историческое для театра событие. На сцене музейного театра графа Каменского был представлен спектакль «Сорока-воровка» (12+) по повести Александра Герцена в постановке Нелли Галченко.

Основано на реальных событиях

Хранитель музейных традиций театра Алексей Костяков рассказывает, что решение Нелли Галченко поставить «Сороку­-воровку» воплотилось для ОГАТ им. И.С. Тургенева в буквальном смысле в реконструкцию собственной истории.

— Архивы не сохранили имени актрисы Кузьминой, необычайно талантливой, образованной и привлекательной, судя по тому, что мы знаем, женщины, купленной графом Каменским за баснословную цену, но к счастью, до нас дошла эта история, — рассказывает Алексей Иванович. — Актер Михаил Щепкин, два года прослуживший в Орле на театре графа Каменского, рассказал Герцену историю, которую воочию наблюдал здесь, и тот впоследствии написал повесть. В ней есть очень понятные, очевидные отсылки и указания. Так, например, мы сразу же понимаем, что князь Скалинский это никто иной, как граф Каменский. Полагаю, это дает нам сегодня право немного пофантазировать о том, что актрису Кузьмину могли в самом деле звать Анета, Анна.

Название «Сорока­-воровка» было дано повести Герценым не случайно. Одноименная пьеса авторства Луи Шарля Кенье и Жана Мари Теодора Бодуэна в начале XIX века имела огромный успех и не могла остаться незамеченной таким ценителем театрального искусства, как граф Каменский. Пьесу поставили в Орле, и играла в ней та самая актриса Кузьмина.

— То, о чем повествует Герцен, совпадает со свидетельствами об актрисе Кузьминой и ее взаимоотношениях с графом, дошедшими до наших дней, — продолжает Костяков. — И то, что поставили «Сороку-­воровку» именно на сцене музейного театра, несет в себе особый символизм. Граф Каменский является основателем нашего театра, рассказанная история разворачивалась фактически в его стенах. На сцене музейного театра уже идет на постоянной основе один спектакль — это «Скрещение судеб» (16+). «Сорока­-воровка» стала вторым, но я уверен, далеко не последним. Музейный театр графа Каменского погружает зрителя в неповторимую атмосферу, вызывает особый трепет, и это способствует совершенно иному восприятию увиденного.

Впервые на сцене

Режиссер Нелли Галченко начала работу над «Сорокой-­воровкой» в канун 2022 года. Изучив архивные документы, хранящиеся в Орле и в Санкт-­Петербурге, она узнала об актрисе Кузьминой и сыгранных ею ролях столько, сколько на сегодняшний день возможно узнать в принципе.

— Пришлось в том числе знакомиться и с рукописными текстами XIX века, — рассказывает режиссер. — После этого я написала инсценировку, и в августе этого года мы приступили к репетициям.

Один из самых тонких и любопытных моментов, связанных с «Сорокой­-воровкой» Герцена, заключается в том, что на сегодня не обнаружено ни одного достоверного свидетельства тому, что повесть, написанная в середине позапрошлого столетия, когда­-либо ставилась на театральной сцене.

— Меня это в определенной степени удивляет, потому что повесть драматически очень интересная, — делится Нелли Галченко. — В то же время для Орла, именно для нашего театра, поставить эту повесть — событие огромного масштаба. Мы можем смело и с известной гордостью говорить о том, что на нашей сцене состоялась мировая премьера, имеющая непосредственное отношение лично к нам.

История в истории

Повесть Герцена — это история в истории, и в таком же формате спектакль был представлен зрителю.

Репутация блестящего, глубоко сведущего в теме своего повествования рассказчика настолько прочно закрепилась за Алексеем Костяковым, что его экскурсии по ОГАТ им. И.С. Тургенева в дополнительном представлении, кажется, вовсе не нуждаются. Именно такая экскурсия предшествовала непосредственному показу. Увлекательно, легко и наглядно зритель оказался погружен в атмосферу театра графа Каменского, получил возможность немного подсмотреть за тем, как жили артисты вне сцены, с каким настроением ступали на нее.

— Каждый новый спектакль, каждая новая роль — это всегда нечто неповторимое. Для режиссера, актеров, для всех, кто принимает участие в его создании, это как ребенок, появление которого возможно лишь в случае искреннего интереса и любви к нему, ­ отмечает Нелли Галченко. — Можно сказать, что для нас сошлись все карты, мы, что называется, поймали волну. Надеюсь, что «Сорока­-воровка» будет интересна зрителям. В то же время успех — это нечто настолько эфемерное, что я не взялась бы описывать буквально, по каким признакам пойму, что нам все удалось. Уверена, что мы это просто почувствуем.

О чем же "Сорока-воровка?

Пожалуй, на этот вопрос невозможно ответить однозначно. Об искусстве, о призвании, о глухой безнадежности и радости, которую способно подарить человеку то, чему он отдается без остатка. О несправедливости и несвободе, о личном выборе без сожалений, а еще о том, что так важно для каждого — о человеческом достоинстве.

Источник: Орловская городская газета

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!