Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Орловский актер Николай Чупров: «На сцене хитрить нельзя!»

22 ноября 2014

«Ху-до-жест-вен-ное сло-во…» — по слогам, напряженно наморщив лоб, читал названия кружков Дворца пионеров г. Кургана второклассник Коля Чупров. Его привели сюда вместе с другими сверстниками, которых только что приняли в пионеры. Строгая пионервожатая в аккуратно повязанном алом галстуке поручила выбрать из кружков, что душе угодно.

Орловский актер Николай Чупров: «На сцене хитрить нельзя!»

Коля Чупров выбрал «Художественное слово» только лишь из-за красивого, романтического названия. Вихрастый, худенький паренек, росший в суровые послевоенные годы, и представить не мог, что именно в этом кружке — младшей группе драматической студии Дворца пионеров г. Кургана — он начнет свое превращение в заслуженного артиста РФ Николая Чупрова, одного из старейших актеров Орловского государственного академического театра им. Тургенева.

— Послевоенный Курган — это был жутко криминальный город, — вспоминает свое детство Николай Евгеньевич. — Все мои товарищи и друзья в то или иное время сели за решетку. Меня спасла моя постоянная занятость. В школе учился не ахти, зато был лучшим горнистом, лучшим барабанщиком, лучшим спортсменом. Да что говорить, и вся художественная самодеятельность держалась на мне. 

«Ковать» артиста из Коли Чупрова принялась руководитель драмкружка Анна Лазаревна Шлейпак. О ней наш герой готов рассказывать часами. Анна Лазаревна ушла из театра из-за своей полноты и со всем нерастраченным рвением мастерство стала передавать детям. Первой ролью Николая Чупрова была роль Принца в сказке «Снежная королева». У актера даже сохранилось фото, на котором можно увидеть смешного, высокого худого мальчишку в красивом костюме. Знаменательно, что в этой роли Чупров выступил впервые не на дощатой сцене Дворца пионеров, а на сцене Курганского областного драматического театра, в актерскую труппу которого он будет включен годами позже.

— Анна Лазаревна тогда договорилась с руководством, чтобы премьера ее постановки про —шла именно на настоящей театральной сцене, — смеется Чупров.

У мамы Николая была мечта, чтобы сын стал инженером, но Коля упорно шел к давно намеченной цели: стать профессиональным актером. Семья существовала в крайней бедности: мать тянула сына одна, отец пропал без вести на фронте. В доме Чупровых не было ни одной книги, при этом юный Николай четко осознавал, что без внутренней культуры, без знаний, он ничего собой не представляет.

— Помню, как к Анне Лазаревне приходили люди искусства, богема. И они часами беседовали о чем-то высокопарном, — вспоминает Чупров. — Я ни слова не понимал. И мое самолюбие страшно страдало от этого! Записался в библиотеку, стал штудировать классику. Занялся самообразованием. —

Актеры не любят слово «амплуа», но от него никуда не денешься. Николай Евгеньевич со смехом, в лицах, рассказывает, как впервые понял, что показатель таланта и успеха — вовсе не амплуа героя-любовника. Как-то, будучи 15-летним романтично настроенным подростком, получил от Анны Лазаревны роль… директора школы. Расстроился страшно: товарищу досталась роль влюбленного школьника, которую он исполнял в паре с красивой девочкой.

— Коля! Тебе сколько лет? 15? Ты школьник? Ну и что тебе играть в этой роли? — сказала тогда наставница чуть не плачущему Чупрову. — А вот директор школы, который тайно влюблен в молодую учительницу… Здесь есть над чем тебе поработать. 

Роль вышла блестящей, а Чупров крепко усвоил, в чем же «смак» актерской профессии. Он взял верное направление, которое научило его реалистично выстраивать образ, лепить своего персонажа детально, жить вместе с ним, взрослеть и совершенствоваться.

— Ведь спектакль и театр — они живые, — как бы между прочим бросает актер. — И образ должен жить и развиваться вместе с актером. Я как-то задумался, ведь я живу, меняются мои взгляды, привычки, значит, и мой персонаж должен меняться. И меняться с каждым спектаклем. Я — острохарактерный актер. И знаете, кого только ни приходилось изображать на сцене, и по-поросячьи визжать, и по-обезьяньи скакать… Если образ требует… —
После окончания школы Николай Чупров был принят на курсы при областном театре. Что характерно, уже через пару месяцев мастер просил Николая позаниматься с остальными студентами — настолько крепкое, уверенное актерское образование преподали мальчику в драмкружке Дворца пионеров.

Три года выпускник театральных курсов прослужил в Курганском драматическом театре. И надо сказать, начиналась актерская карьера не так блестяще, как хотелось бы молодому актеру. Ролей давали мало, играл все больше второстепенных персонажей. Свой талант характерного актера Чупрову удалось показать режиссеру случайно. Заболел «адъютант Махно» в одном из спектаклей, а Чупров всю его роль знал назубок, так как весь спектакль за кулисами озвучивал на настоящем инструменте бутафорский баян «Махно».

— На следующий же день вышел я «адъютантом», и с тех пор на сцене уже 52 года! — рассказывает наш герой. 

Главное — это честность по отношению к своей профессии. Я должен выложиться по полной, когда я выхожу на сцену. Здесь нельзя хитрить и экономить силы.

Актер Николай Чупров, как настоящий трубадур, поколесил по стране. После Кургана был государственный русский театр им. Горького в Нальчике, где актер проработал девять  лет. Этот период сам Чупров называет творческим и интересным в своей жизни. На дневном спектакле он играл 15-летнего Олега Шорохова из пьесы Андрея Кузнецова «Московские каникулы», а вечером того же дня — Тарелкина (в сложнейшем, тяжелом парике!) в спектакле по пьесе Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина».

Перед «орловским» периодом Николай Чупров несколько лет прослужил в драматическом театре Петропавловска. Этот город подарил актеру будущую супругу Валентину и любимую дочь Надежду, с которыми Чупров и приехал в Орел. Яркого актера пригласил в Орловский театр им. Тургенева режиссер Борис Голубицкий. Впервые на орловскую сцену, по иронии судьбы, Чупров вышел опять-таки… с баяном. В финале спектакля по Шукшину «Нелепые истории» он сыграл знаменитый мотив — «Калину красную».

За плечами у Николая Чупрова сотни ролей, сотни образов. Его роли — это изюминки в каждом спектакле. Спектакль «Мнимый больной», к примеру, уже давно, выражаясь театральным языком, снят и не идет в театре. А кто не помнит Чупрова в этом спектакле?! Этот сложнейший образ дался актеру нелегко.

 — Очень любопытная роль, — говорит Чупров. — И знаете, что сложнее всего дается, то и ценится больше всего, и расставаться с этой ролью мне было искренне жаль.

Герцог Болингброк («Европа подождет»), Чарльз («Королевская мышеловка»), Шпак («Шельменко-денщик») …  — роли Чупрова, такие разные, можно перечислять бесконечно. Отличает их одно: выпуклость, неординарность образа. Причем абсолютно неважно, главная у него роль или второстепенная.

Одна из свежих ролей Чупрова — Джеффри Торнтон в спектакле Александра Михайлова «Костюмер». В образе старого актера, появляющегося в спектакле пару-тройку раз, он влюбляет в себя зрителя мгновенно. Поражаешься, как один и тот же актер может столь убедительно изобразить и величавого герцога Болингброка, и до колик нелепого и смешного пьянчужку.

— На самом деле, любая роль требует серьезной, основательной подготовки, — рассказывает Чупров. — Жаль, что многие молодые актеры не понимают того, что не за полчаса до выхода на сцену надо подчитывать роль, а за несколько дней до спектакля провести работу. Как я готовлюсь к спектаклю? Я думаю о своем образе, о партнере, беру текст, что-то уточняю. Главное — это честность по отношению к своей профессии. Я должен выложиться по полной, когда я выхожу на сцену. Здесь нельзя хитрить и экономить силы.

Заслуги Николая Чупрова несомненны. Уже несколько лет подряд театр им. Тургенева подает документы в Министерство культуры на присвоение актеру звания народного, которого он по праву заслуживает. Однако по непонятной причине документы Николая Чупрова, который не сходит с театральных подмостков уже более полувека, каждый год теряются в чиновничьих секретерах. Главный режиссер тургеневского театра Игорь Черкашин сильно озадачен такой рассеянностью чиновников.

Уже более 20 лет Николай Чупров сотрудничает с орловской филармонией в качестве режиссера. Его свежий взгляд на мюзиклы и детские сказки уже сумели оценить тысячи малышей со всех уголков Орловщины. Также Николай Чупров — режиссер в городском центре культуры. Кстати, именно его театрализованной постановкой будет завершаться в Орле Год культуры.

Чупров не любит пафоса. Предъюбилейные хлопоты мешают и немного раздражают. Но, несмотря на 70-летний юбилей, актер ворчать не собирается.

 — В ответ на стоны коллег о вмешательстве в личную жизнь всегда говорю, мол, меняйте профессию. Актеры — это публичные люди, — смеется наш герой.

Дома он бывает редко, сцены меняет за день несколько раз. Зато какое отдохновение — покрутить с любимым внуком Данилой оригами из бумаги или рассказать продолжателю рода Чупровых о красоте русского языка, а то сжать в крепкой ладони пальчики внука и прогуляться по шуршащей листве тургеневских мест…

Источник: Марьяна Мищенко
21 Ноября 2014 14:07

Источник: Орел регион

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!