Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Под русскую кадриль

05 октября 2018

ОГАТ им. И.С. Тургенева показал орловским детям спектакль «Коза-дереза»

Не все то золото...

История о вечном споре добра и зла получилась яркой, динамичной, с задорной музыкой и хорошо прописанными персонажами. Драматург Михаил Супонин осовременил фольклорный сюжет, превратив его в актуальную притчу, понятную даже дошкольникам. Однажды доверчивый Дед купил Козу, которая представилась такой ласковой и кроткой, что привела покупателя в восторг. Золото, а не Коза — и почти бесплатно!

Однако Дед (актер Дмитрий Бундияров) рано радовался, потому что уже в первый день стало ясно: в доме появилась опытная интриганка, претендующая на исключительное внимание к себе. Недели не прошло, как вся дружная семья Деда из­за нее перессорилась. Завертелась головокружительная карусель, в которую оказались втянутыми все герои сказки.

Актерский ансамбль

Георгий Товстоногов утверждал, что правильный выбор актеров обеспечивает 70 % успеха спектакля. Следуя этому принципу, режиссер Нелли Галченко точно подобрала небольшой актерский ансамбль, каждый в нем играет правдиво и обаятельно. И прежде всего актриса Снежана Малых. Ее Коза — лживая, ленивая, алчная — необыкновенно привлекательна своими сладкими речами и манерами. Это и объясняет такое слепое доверие Деда к ее жалобам на Бабку (актриса Ирина Щеглова) и Внучку (Марианна Еремеева). Захваченные сюжетом, зрители из партера напрасно намекали, что Козе нельзя верить, — Дед пребывал под магией ее очарования.

Свои характеры и «человеческие» взаимоотношения у Пса (Сергей Гнедов) и Медведя (Павел Клячин). Как и оклеветанные Козой члены семьи Деда, животные вызывают искреннее сочувствие и бурную реакцию сопереживания маленьких зрителей. В финале спектакля у Деда все же спадает пелена с глаз, и он видит свою любимицу в истинном свете. Козу изгоняют со двора, но режиссер предоставляет рогатой интриганке возможность показать публике, что она небезнадежна и, скорее всего, когда­нибудь поймет, что жить честно куда спокойнее, чем обманывать и клеветать.

Лоскутная пастораль

Еще одна режиссерская удача — это выбор сценографа. К постановке была приглашена художник театра «Русский стиль» Анна Назарова, создавшая на сцене настоящий фейерверк из ярких красок и лоскутков.

Сказочное озеро, огород с гигантскими стручками гороха, деревянная изба с веселыми занавесками и огнем в печи, колодезный сруб, красочные костюмы людей и зверей — вся эта лубочная пастораль усиливает восприятие сюжета и вносит дополнительные штрихи в характеры героев.

Работает на них и замечательный музыкальный ряд. Режиссер выбрала жанр веселой кадрили с " картинами" для каждого персонажа. Очень уместными оказались и шлягеры 70­х годов ХХ века о сельской жизни «периода развитого социализма». Голоса и мелодии тепло отозвались в сердцах многих взрослых зрителей, пришедших на спектакль со своими детьми и внуками.

Режиссерский дебют

Это режиссерский дебют на профессиональной сцене актрисы ОГАТа Нелли Галченко. Правда, назвать Нелли Владимировну начинающим режиссером не совсем корректно: у нее большая практика работы в любительских театральных коллективах и антрепризе с коллегами из орловских театров. На основе театрального искусства актриса даже придумала авторскую программу эстетического образования дошкольников, которой пользуются в орловских детсадах. Но в родном театре это ее первая постановка, за которую она благодарна и коллегам по сцене, и руководству.

И герцогиня, и крестьянка

Почти за 30 лет служения «Дому Тургенева» актриса сыграла множество женских характеров — от сказочной царицы, герцогини Мальборо по известной пьесе Скриба «Стакан воды», княгини Засекиной в спектакле «Первая любовь» по Тургеневу до шукшинских сельских баб («Постскриптум»). В 2001 году была удостоена театральной Тургеневской премии.

Сама же актриса любимой считает роль Корсиканки в одноименном спектакле, поставленном в 2004 году известным российским режиссером Владиславом Константиновым. Галченко играла с ведущим актером Малого театра народным артистом России Валерием Бариновым. Работа с такими признанными мастерами сцены запомнилась как бесценная практическая школа театрального искусства.

Сила «блажи»

— Постепенно стала осознавать, что только игры в конкретной роли мне мало: хотелось вмешиваться в ход репетиций, по­иному выстраивать мизан­сцены, — признается актриса. — Видимо, от работы с известными режиссерами, которые ставили в нашем театре, от общения с более опытными коллегами во мне произошла какая­то творческая трансформация. Мне стало тесно в актерской профессии.

Со временем «блажь» оформилась в четко сформулированное решение, и актриса поступила на режиссерское отделение Ярославского государственного театрального института в мастерскую народного артиста РФ Александра Кузина. Считает учебу у этого замечательного режиссера и педагога большой жизненной и профессиональной удачей. Ее выбор сказки­притчи для дебюта продиктован знанием силы воздействия театрального искусства. Нелли Галченко считает очень важным показать юным зрителям, что в обществе следует жить по его законам, ценить каждого не по словам, а по конкретным поступкам, за которые и отвечать. А еще театр может и должен помочь маленькому человеку научиться множить добро и не поддаваться злу. Даже в самом прелестном обличье.

Валентина Новошинская

Источник: Орловская городская газета

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!