Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Подводя итоги уходящего 2022 года, Антон Карташев, актер и режиссер ОГАТ им. И.С. Тургенева, побеседовал с корреспондентом «Орловской городской газеты» о театре, литературе и жизни

17 декабря 2022

Раскрывая смыслы

Одним из главных событий в уходящем году Антон Карташев считает постановку тургеневских "Призраков«(12+).

— Прочтя это произведение впервые, я почувствовал, что его можно поставить, — говорит он. — «Призраки» — вещь непростая, в ней заключено бесчисленное множество смыслов и тем, на ее написание у Тургенева ушли годы, и мне хотелось раскрыть все это. Возможно, тут сыграло роль мое личное отношение к писателю. Не могу сказать, что люблю его, в его биографии есть факты, вызывающие во мне сложные чувства. Однако отчасти именно поэтому он ценен для меня как автор, которого я уважаю, с которым могу внутренне спорить и находить некоторое понимание. Известно, что Тургенев оставлял «Призраков» на время, даже хотел уничтожить. История создания этого произведения научила меня тому, как опасно поддаваться искушению самостоятельно судить о том, что ты делаешь. Тургенев, очевидно, был из тех людей, для которых некоторые жизненные ситуации и проблемы представлялись простыми, решаемыми по щелчку пальцев. Вот так, вскользь, как чего­то само собой разумеющегося, он касался их в своих произведениях, а между тем множество людей нашли в этом почти что откровение, необходимый им намек на то, как действовать в обстоятельствах, кажущихся неразрешимыми. Осознание этой разницы в человеческом восприятии во многом стало мне опорой, и не только в работе над «Призраками».

Премьера спектакля «Призраки» на большой сцене ожидается в следующем театральном сезоне. Это не первый спектакль по Тургеневу, срежиссированный Антоном Карташевым. На малой сцене театра с успехом идет «Безмолвие» (12+) по повести «Муму».

— «Безмолвие» уже было отмечено на фестивалях в Москве, Лобне и Орле, 4 декабря мы снова представили его в столице на фестивале «Школьная классика», — рассказывает Антон. — В нем много личного для меня, это целый процесс поиска ответов, нужных, как оказалось, многим людям.

Рука об руку

Будучи востребованным и узнаваемым актером, Антон Карташев не менее узнаваем и любим как режиссер, умеющий создавать на сцене трогающие до глубины души, неожиданные, интересные образы и смыслы.

Ставить спектакль и одновременно играть в нем представляется делом весьма непростым, но и определение «сложно» Антон абсолютно корректным не считает.

— Это просто другое, — поясняет он. — Режиссер по определению смотрит на постановку иначе, шире, чем актер. Вместе с тем я точно знаю, чего хочу от себя как от актера. Это момент, когда нужно не объяснять, а делать, и это совершенно иной уровень погружения в спектакль.

Ни один спектакль, конечно же, не создается в одиночку. О людях, в обществе которых погружается в этот творческий, почти сакральный процесс, Антон Карташев рассказывает с особой интонацией.

— Я хорошо прочувствовал, что такое команда, работая с художником по костюмам Екатериной Камышаловой. У нас получилось мыслить в одном направлении и по­настоящему понимать друг друга, — делится он. — Моя жена Ольга (Форопонова. — Прим. ред.) не просто актриса и моя партнерша по сцене, но во всех смыслах мой партнер как в театре, так и в жизни, и я не мыслю, чтобы что­то между нами могло быть иначе. Это не просто творческий тандем или супружеское взаимопонимание. Моя семья, Ольга и дети дарят мне совершенно восхитительное знание того, что я не один. Благодаря ему можно и хочется делать очень многое.

Лаборатория познания

Многодетный отец, Антон умеет находить общий язык как с собственными детьми (даже занимает их в спектаклях, как, например, 10­летнего Матвея в «Безмолвии»), так и с чужими. Лаборатория исполнительского искусства, в рамках которой он общается с молодыми людьми в возрасте от 6 до 23 лет, самим Антоном воспринимается как сообщество, обогащающее в равной степени и его, и детей.

— Это не кружок и не театральная студия, — подчеркивает он. — Всех этих юношей и девушек объединяет стремление осознать себя и мир, высказать этому миру, что они о нем думают. Я лишь помогаю им реализовать это стремление с помощью инструментов актерского ремесла. Зачастую весь этот процесс воспринимается так, будто они надо мной ставят эксперименты! Но если говорить серьезно, основу того, чем мы занимаемся с ребятами, составляют в первую очередь их мышление, их восприятие, их потребность в том, чтобы не просто понимать собственные чувства, но и доносить их искренне, смело и точно.

Поиск рецепта

— В системе Станиславского, по которой все мы обучены, театр понимается как храм, за порогом которого следует оставлять все бытовое, и каким бы ни был профессиональный и жизненный опыт, осознание этого остается навсегда, — делится Антон Карташев. — Для себя я пришел к заключению о том, что все происходящее вокруг меня и в мире в целом должно служить материалом, основой, необходимой для того, чтобы полноценно и качественно отдаваться служению театру. Да, это, разумеется, работа, в ней есть свои нюансы и сложности, но во многом именно театр стал для меня способом поиска «своих». Есть вещи, о которых сложно судить в процессе личного общения с человеком, но они неизбежно проявляются в реакции зрителей, сидящих в зале, и по этой реакции легко распознать тех, кто мыслит и чувствует схожим образом. Я люблю светлые вещи в искусстве, но под «светлыми» подразумеваю не инфантильное незнание бытия и отказ от его понимания, а здравое осознание того, что жизнь бывает разной, но так или иначе все можно преодолеть. Театр — это своего рода поиск рецепта, и очень здорово, когда кому­то удается составить для себя подходящий.

Источник: Орловская городская газета

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!