Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Полёты на сцене и наяву

29 декабря 2015

Хрупкая, женственная, трогательная - актриса Светлана Мартюшева уже второе десятилетие служит на сцене академического театра им. Тургенева.

А начинала она свою театральную карьеру в святая святых закулисья - в костюмерном цехе Орловского ТЮЗа, куда она пришла работать только для того, чтобы быть ближе к магическому миру театра, который тогда захватил все мысли и стремления девочки-подростка.

Родителям будущей актрисы - людям обычных, нетворческих профессий - удалось создавать в доме почву для ярких фантазий своего чада: мама с сёстрами прекрасно пели, а атмосферу волшебности и театральности маленькая Света постигала вместе с детскими сказками, которые отец любил придумывать сам, а потом в лицах рассказывать дочке.

- Как важен первый визит в театр! - рассказывает Светлана. - Мне повезло, на моё детство пришёлся расцвет ТЮЗа, которым тогда руководил выдающийся режиссёр Юрий Копылов. Сидя в зрительном зале, я немела от переполнявших меня новых, незнакомых чувств. Актёры были для меня небожителями.

В старших классах Светлана записывается в студию при ТЮЗе, в которой занятия по сценическому мастерству и пластике ведут сами актёры. Она вспоминает, как пересматривала любимые спектакли десятки раз, как трепетно было получать наставления от корифеев на театральных занятиях. Правда, тогда она ещё, по собственному признанию, не понимала, как нелёгок труд артиста, каким адским трудом достигаются та красота, лёгкость и волшебность, видимая зрителем на премьерных спектаклях.

- После окончания школы поехали с подругой поступать в театральное, в Ярославль, - рассказывает наша героиня. - Конечно, провалились - настолько легкомысленно мы отнеслись к этому.

Актриса с улыбкой вспоминает, как пришла работать в театр костюмером только для того, чтобы быть хоть чем-то полезной своим кумирам - актёрам орловского ТЮЗа. С каким волнением и любовью она готовила костюмы для артистов! С каким трепетом отглаживала сборки кружевных манжет любимых героев! Владислав Трахтенберг, Владимир Шевченко, Надежда Юдачёва, Владимир Кушнарёв, Анатолий Ващенко - про своих первых учителей Мартюшева может рассказывать часами.

- Работая в костюмерном цехе, я готовилась к поступлению уже совсем не так, как прежде, а серьёзно, я бы даже сказала, остервенело. Сказала себе тогда: не поступлю - значит, не надо театром больше заниматься, значит, не моё это, - признаётся Светлана.

Но искать другую профессию Мартюшевой не пришлось - с первой же попытки она поступает на актёрское отделение Саратовского театрального института, на курс, которым руководил Юрий Киселёв - художественный руководитель Саратовского ТЮЗа. Получив заветное образование, Светлана оказалась на распутье: выпускнице предложили на выбор несколько театров страны - от Туапсе до Кургана. Но вот судьба: по семейным обстоятельствам Светлане пришлось вернуться в Орёл, но уже не в родной ТЮЗ - молодую актрису после просмотра пригласили работать в труппе Орловского академического театра им. И. С. Тургенева.

- На первом курсе театрального вуза студент чувствует себя народным артистом, - усмехается актриса, - а потом понимает, что и в массовку попасть не всегда легко. Театр жесток: ты можешь всё, а у режиссёра своя точка зрения. Я всегда хотела видеть себя в самых разноплановых образах, и театральная судьба меня не лишила этого. Если у твоего персонажа есть история, если есть о чём рассказать зрителю - тогда и роль «ложится» гармонично. А иногда бывает и конфликт со своим персонажем, когда ты совсем его не понимаешь. Это тяжело. Надо обязательно искать это понимание, стараться «присвоить» сценическую судьбу себе!

Зритель приходит в театр и хочет видеть лучшее, прекрасное. То, чего у него, может, вовсе нет.


Актриса вспоминает, каким счастьем стало для неё зачисление в труппу тургеневского театра. Улыбка не сходила с лица, когда она - лёгкая и романтичная - спешила через городской парк на работу в «свой собственный театр». Для юной Светланы была большая честь и ответственность стоять на одной сцене с такими мастерами, корифеями сцены, как Пётр Воробьёв, Николай Чупров, Екатерина Карпова, Татьяна Попова, Михаил Корнилов.

 

Первой ролью на большой сцене для актрисы стала роль Принцессы в андерсеновской сказке «Принцесса и свинопас» в постановке Анатолия Макарова. После премьеры Светлана была собой недовольна, что вообще, по её признанию, часто бывает у любого артиста. К юной дебютантке тогда подошла актриса тургеневского театра Алла Моисеева и протянула Светлане открытку с надписью: «Дорогая девочка! Пусть твоя театральная дорога будет светлой и доброй!».

- Тогда я впервые осознала, что моё главное богатство - это люди, которые меня окружают! - вспоминает актриса. - И до сих пор я так считаю. Мне повезло с родителями, учителями, друзьями, коллегами, режиссёрами. Это самое важное в жизни.

Важнейшим театральным этапом для актрисы Мартюшевой стала роль Ефросиньи в спектакле «Царевич Алексей» в постановке Ильдара Гилязева. Эту роль до сих пор Светлана называет самой любимой. Спектакль имел оглушительный успех!

- Каждый новый спектакль - это новая грань артиста, - делится Светлана. - Каждый образ - это возможность открыть себя с какой-то новой, порой неожиданной стороны. Помню спектакль «Дни нашей жизни», который ставил режиссёр Андрей Прикотенко. Так вот мне досталась безымянная роль «женщины, которая ходит по бульвару». Но я настолько любила эту работу, этот спектакль, что даже эта эпизодическая роль была мне в радость.

Светлана убеждена, что настоящий актёр должен постоянно учиться. Сцена, по мнению Мартюшевой, это бесконечное познание для актёра. А главная цель актёра и вообще театра - сделать своего зрителя чуть-чуть лучше и добрее.

Сдержанная и строгая Ольга («Три сестры»), до слёз умилительная и трепетная Королева («Европа подождёт!»), жёсткая, но несчастная Мария («Выстрел»), яркая Габи («8 любящих женщин») - все образы Светланы Мартюшевой правдивы и берут за душу своей искренностью, оригинальностью.

- Зритель приходит в театр и хочет видеть лучшее, прекрасное. То, чего у него, может, вовсе нет, - говорит Светлана. - И каждый актёр прекрасно знает, что на сцене соврать не получится, потому что, если соврёшь, зритель почувствует это моментально. Когда во время спектакля падает номерок и со всех сторон кашляют - значит, всё, упустили мы зрителя…

Светлана признаётся, что истинное счастье для неё - партнёрская работа на сцене. Артисты театра Сергей Аксиненко, Виктор Межевикин, Андрей Царьков, Елена Полянская - когда между партнёрами полное взаимопонимание, возникает ощущение полёта!

Неистощимая любовь и ответственность перед зрителем потребовали от актрисы новых форм творческого самовыражения. Пару лет назад Светлана получила красный диплом кафедры ОГИИК «Режиссура кино и телевидения» (мастер курса Татьяна Мартынова). А начиналось новое увлечение с дружбы с известным педагогом, фотографом и режиссёром Мариной Куликовой, которая задумала сделать фильм о героях афганской войны «Пусть жизнь вас счастьем одарит…». В этом фильме Светлана исполнила одну из главных ролей, но главным мотивом для актрисы здесь стало всё то же желание быть нужной и полезной. Ведь именно после премьеры этого фильма в Орле стали воплощаться в жизнь давние планы по установке памятника героям локальных войн, который сейчас украшает начало Наугорского шоссе. Дипломной же работой самой Мартюшевой стал телеспектакль «Звёздный дождь» по новеллам Леонида Енгибарова. В этой работе актриса, по собственному признанию, хотела сказать просто о самом важном в человеческой жизни: любви, добре, милосердии, честности.

Источник: Орел-Регион

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!