История одного предательства
Командиры – все стратеги, а ты умирай смертью храбрых!
ОГАТ Тургенева готовит новую постановку. Уже 18 апреля спектакль представят зрителям. А пока vOrle.ru посетили репетицию.
Автор произведения – драматург Владимир Жеребцов. Его пьеса называется "Предатель". После значительной работы над материалом и пересмотра сценического воплощения орловский спектакль стал "Выстрелом".
Партизан Федор Алымов сдается в плен. Он опасно ранен и очень хочет жить. Федор бьется между стремлением украсть у смерти пару лишних часов и законами боевого братства. Допрос ведет бывшая учительница немецкого Мария, которая сотрудничает с оккупантами в качестве переводчика. Партизану обещаны госпиталь и уход, взамен он должен выдать местонахождение лагеря своего отряда. В комнате предатель и слабая женщина.
А есть ли у Федора шансы на жизнь? Стоит ли она гибели товарищей?
Федор: Хочется в последний раз поесть до отвала, чтобы хоть это успеть. Я видел… сам видел, когда из окружения выходили, как раненые – осколками все посеченные, кровь хлыщет, уже надежды никакой, – как они хлеб ели. Знали, что не выживут, а ели свой НЗ, чтоб не пропал зря. Я тогда тоже удивлялся, как так?, а сейчас понимаю – хочется. Голод, он даже сильнее боли бывает.
Но есть что-то неестественное в его аморальных терзаниях. И постепенно герои меняются ролями: в действиях Федора угадывается скрытый смысл, а переводчица срывает маску.
Мария: Глупость все это. Страшная глупость. Вы не хотите быть предателем? Хорошо. Только на одну минуту задумайтесь – а кого, собственно, вы предадите? Поймите, Алымов, вы просто маленький винтик огромной машины. И эта машина вас выплюнула за ненадобностью. Так же, как выплюнула меня, моего отца, еще тысячи людей. И вот подумайте; лежит этот исковерканный винтик на обочине дороги и думает, что он предал свою машину, которая на самом деле о нем уже давно забыла. Разве не смешно?
И эти перемены будут весь спектакль: зритель то испытывает жалось, то недоверие, то антипатию – и все это по отношению к одному и тому же герою.
– Очень непростая, жесткая пьеса о Великой Отечественной войне. И собственно не о войне, а о людях, которые попали в очень жесткие пограничные условия, – пояснил режиссер Игорь Черкашин. – Здесь можно говорить не только о Великой Отечественной, а вообще о нравственном долге, позиции человека в условиях любого вооруженного конфликта.
Видеоряд, который стал частью спектакля, подкрепляет эту мысль. Там собраны Афганистан, Чечня, Донецк, ВОВ. Это кадры хроник, не постановочные кадры.
Караваджо "Поцелуй Иуды"
Режиссер Игорь Черкашин дал своей постановке иной финал, нежели тот, которым решил завершить свое произведение автор пьесы. И внес еще один вектор для размышлений. Ответственность за свой выбор перед собой и окружающими – эта мысль на поверхности, но, возможно, человек не сам его совершает? Часть декораций – картина "Поцелуй Иуды". Есть множество версий о мотивах предательства. Среди них – воля Божия и самопожертвование. Для того, чтобы для одного героя сказка закончилась счастливо, нужно чтобы сотни других выполнили свою роль: помощника, товарища, злодея, предателя...
Действующие лица и исполнители:
Алымов – В. Межевикин, П. Сыромятников
Мария – С. Мартюшева, Ю. Некрасова
Курт Гросс – Заслуженный артист Р.Ф. С. Коленов, М. Лысанов
Топорков – С. Аксиненко, А. Карташев
Доктор – С. Бурлаков, А. Царьков
Отто Грюндберг – А. Моисеев, Е. Дронников
Режиссер-постановщик – И. Черкашин
Художник-постановщик – Е. Камышалова
Съемка и монтаж видео – П. Мусатов
Помощник режиссера – Н. Волкова
Источник: Vorle.ru