Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39
07 октября 2013

4 октября Орловский академический театр им. Тургенева начинает 199-й сезон на «съемной» сцене и с новым худруком. Сезон откроется спектаклем «Постскриптум», поставленным по мотивам рассказов Василия Шукшина


Как известно, им стал Игорь Черкашин. Он знаком орловцам по работе на сцене «Свободного пространства», где в 90 х годах не только играл, но и поставил несколько спектаклей. Последние 12 лет работал художественным руководителем драматического театра в Стерлитамаке, где поставил 19 спектаклей. Еще столько же — в качестве приглашенного режиссера в десятке других российских городов.

— Игорь Анатольевич, что повлияло на выбор именно шукшинской прозы для премьеры этого сезона?

— Прежде всего, чрезвычайные обстоятельства, в которых оказался ОГАТ: бездомье, безденежье, неопределенность. Чтобы успеть к началу сезона, я и предложил «Постскриптум» — инсценировку по нескольким рассказам Шукшина, которую уже ставил в Новошахтинске. Признаюсь: повторяться не люблю, делаю это только по просьбам режиссеров, которые видели мои работы на фестивалях или гастролях. Но здесь ситуация иная: нам нужно в короткие сроки поставить малобюджетный спектакль, оперативно и лаконично оформить его для лучшей мобильности и занять в нем как можно больше актеров. В «Постскриптуме» играют два актерских состава по 10 человек.

Есть еще одна причина: артистам, которые в последние годы занимались, в основном, классическим репертуаром, будет полезно окунуться в живое шукшинское слово, в энергетику его «чудиков». Перебор «академизма» приводит к тому, что сцена перестает отображать реальную жизнь и зритель остается равнодушным к происходящему. А, чтобы быть живым, театр должен обращаться к чувствам зрителя, его сердцу, совести. Надеюсь, что с Шукшиным у нас это получится...

— Вы ставили спектакли во многих городах, поэтому имеете право сравнивать уровень профессионализма актеров российской провинции. Готова ли труппа ОГАТ к воплощению ваших режиссерских замыслов?

— В театральном мире не приняты определения «хороший — плохой» актер. Я действительно работал с актерами разных школ и потому утверждаю: плохих актеров нет. Зато практически во всех театрах есть нераскрытые, непонятые, непрочувствованные режиссером артисты.

Проблему я вижу в другом. Новые экономические отношения, отсутствие жилья для иногородних специалистов вынудили некоторые театры в последние 10–15 лет открывать собственные актерские школы. Вроде бы благое дело: растить таланты рядом с домом, но, как показала практика, это оправдано только в том случае, если есть хорошая школа с педагогами и мастерами, есть материальная база. А поскольку всего этого во многих городах нет, то вчерашним выпускникам актерских факультетов остается уповать на режиссера. Во время репетиций он дает актеру то, что тот недополучил в период учебы. Мне тоже не раз приходилось ставить спектакли в условиях, когда репетиция превращалась в двухчасовое занятие актерским мастерством, из которого получались... две минуты будущего спектакля.

Я просмотрел видео всех афишных спектаклей ОГАТ, увидел и сильные стороны актеров, и то, над чем придется поработать. Поэтому в первые месяцы наши отношения с коллективом похожи на семейные после свадьбы: присматриваемся друг к другу, притираемся, приспосабливаемся. Надеюсь, что работа над новыми спектаклями значительно ускорит период этой притирки.

— На какую драматургию в этом плане возлагаете надежды?

— Дело в том, что по актерской и режиссерской школам я вахтанговец, поэтому мне очень важно, чтобы зритель, зная, что на сцене игра, был тем не менее готов вслед за Пушкиным признаться в том, что «обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Хочу, чтобы в театр приходили не только созерцать и развлекаться, но и сочувствовать, сострадать, сопереживать. Хочу искренних слез и смеха. Поэтому и афиша будет самая разно образная: и острая социальная драма, и умная комедия, и детская сказка, и музыкальный спектакль, тем более, что в труппе есть поющие актеры. Разумеется, будет место и для классики. В свое время театр устраивал прекрасные фестивали «Русская классика», только мне хотелось бы не ограничиваться одним автором или даже периодом, а вернуть фестиваль в обновленное после ремонта здание как живую, актуальную драматургию.

В этой связи будет уместна инсценировка «Подростка» по Достоевскому, которую написал мой мастер педагог по режиссерскому факультету Щукинского училища профессор Михаил Борисов. Уверен, что это будет «цеплять» зрителя. Свое согласие поставить на нашей сцене спектакль дал один из моих учителей в актерской и режиссерской профессии — худрук театра «Свободное пространство» Александр Михайлов. Мы договорились с ним о спектакле «Костюмер» по известной пьесе британца Харвурда. Молодой режиссер из Петербурга Олег Степанов поставит у нас музыкальную сказку «Лампа Аладдина». Часть спектаклей из текущего репертуара и премьеры будем ставить на основной сцене «Свободного пространства», для камерных работ нам выделяют малый зал театра. Собираемся много гастролировать по области и за ее пределами. О первых гастролях уже есть договоренность: это будет Смоленск, куда повезем спектакли «Европа подождет!», «Шельменко денщик», «Постскриптум» и сказку для детей.

Словом, афиша нового сезона рассчитана на все вкусы и возрасты, поэтому учиться и переучиваться будем на ходу. Для театра это нормально. Главное, чтобы зритель нам поверил, а наше дело — не обмануть их доверие...

Личное дело

Черкашин Игорь Анатольевич, 49 лет

Выпускник Днепропетровского государственного театрального училища (1988 г.), Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина (отделение режиссуры, 2000 г.).

Актер Орловского областного театра кукол (1988–1991 гг.), актер и очередной режиссер театра «Свободное пространство» (1991–2002 гг.). Автор стихов, песен, инсценировок и оригинальных пьес.

Ставил спектакли в городах Стерлитамак, Уфа, Кемерово, Иркутск, Ростов, Иваново, Новошахтинск, Северск, Йошкар Ола, Новокузнецк, Псков. Дипломант десяти театральных конкурсов, лауреат Чеховской премии губернатора Ростовской области за спектакль «Поминальная молитва».

Женат, воспитывает сына и дочь.

Источник: Городская газета

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!