Как жить, если потеряно все? Как любить друг друга, когда хочется ненавидеть?
О горестях и радостях
2 мая на сцене Орловского академического театра состоялась очередная премьера. Зрители увидели спектакль «Эх, бабоньки…» (12+) по пьесе Ирины Грековой «Вдовий пароход» (16+).
Это история не просто о женщинах и их судьбах, а о женщинах, переживающих Великую Отечественную войну.
Коммунальная квартира, пять женщин, пять вдов – каждая со своими трагедиями и несбывшимися мечтами, горестями, радостями, принципами и надеждами.
И вовсе не кажется удивительным, что над постановкой этого спектакля работали тоже женщины: режиссерпостановщик, автор инсценировки и создатель музыкального оформления — Марианна Иванова, художник-постановщик — Ольга Далент, балетмейстер — Лариса Бухвостова, помощник режиссера и одна из исполнительниц главной роли — Инна Севостьянова. Результат, к которому они пришли и который в конечном итоге увидели зрители, лишний раз подтверждает: никто не может понять женщину так, как женщина.
– Я думаю, каждая женщина сталкивается в жизни с ситуациями, когда ей приходится возлагать на себя тяжелый труд. При этом она ждет, любит, рожает детей. Поэтому я полагаю, что эта история окажется близка каждой женщине, – делится другая исполнительница главной роли, актриса театра Екатерина Аршинова.
Разворачивающийся перед зрителем сюжет, с одной стороны, достаточно прост. Это повесть о жизни, о том, как круто поворачивались судьбы людей в военные годы, о том, какой выбор приходилось делать женщинам и какие трудности преодолевать. Премьера спектакля не случайно была приурочена к 80летию Победы, ведь на примере героинь мы можем весьма живо представить, каково приходилось в те страшные дни нашим бабушкам и прабабушкам.
– Работа над постановкой была легкой и светлой, – рассказывает сыгравший Григория актер Александр Иванов. – Множество детей после войны выросли в семьях, где были только женщины. Этот спектакль – это прежде всего дань уважения, которую следует воздать женщинам, вынесшим так много, но не сломавшимся.
Правда жизни
Даже с учетом всего сказанного выше, в процессе просмотра спектакля зрителю несложно задуматься о том, что же случится с героинями, если вдруг взять и вырвать их из предложенного контекста? Если убрать из повествования войну? Что, если Федор ушел не на фронт, а, скажем, работает по контракту вахтовым методом и годами не бывает дома? Что, если семья Ольги Ивановны погибла не под бомбежкой, а при любых других трагических обстоятельствах? Изменится ли от этого мотивация героинь? Поблекнут ли их трагедии? Станут ли чувства и переживания менее пронзительными?
Оказывается, что нет. Точно так же найдется в их сердцах место для любви и надежды, для отчаяния и смирения, для верности и преступной, но неодолимой страсти. Точно так же они будут ждать, верить, искать, бояться за своих близких и помогать другим просто потому, что помочь могут.
Такая простая, на первый взгляд, история, развиваясь, оказывается великолепно многослойной. В ней есть и любовь, и семейное счастье двух любящих людей, и измена, которая, по большому счету, даже не может считаться таковой. В ней есть банальная и мелочная человеческая зависть, великодушие, подлинное благородство и прощение. Есть бытовые проблемы, с которыми в реальности приходится сталкиваться многим. При этом в спектакле есть самое, пожалуй, главное – та откровенность, на которую любая женщина способна пойти разве что наедине с собой. Моменты, которыми ни одна не поделится даже с самой близкой и доверенной подругой, но необходимые, чтобы жить и двигаться дальше. Моменты, в которые приходят сожаления и раскаяние, в которые можно признаться самой себе, почему жизнь сложилась так, а не иначе.
Обратная сторона
«Эх, бабоньки…» – спектакль не о войне, а об обратной стороне войны. О том, какой была жизнь в тылу, о том, что переживали люди, и в первую очередь, женщины, зная, что гдето там рвутся снаряды. Женщины, ожидающие возвращения мужей с фронта, и уже совершенно точно знающие, что ждать уже некого. Молодые, пожилые, лишившиеся всего, живущие в коммунальной квартире и вынужденные уживаться друг с другом. Верующие и убежденные коммунистки. Ожесточившиеся и сумевшие сохранить сострадание, несмотря на собственные потери и беды. Женщины, сумевшие научиться, казалось бы, невозможному, – находить в жизни хорошее и светлое после того, как однажды показалось, что жить уже незачем.
Они злятся, мстят, помогают друг другу, работают, не жалея себя, ссорятся и мирятся, но не забывают о самом главном: рассчитывать они могут и должны только друг на друга.
– Жизнь никогда не щадила женщин, но, может быть, на том мы и держимся, на том и стоим, и так крепчаем, – говорит режиссер спектакля Марианна Иванова. – Главное, что бы ни происходило, женщины бесконечно любят друг друга и держатся друг за друга. Потому и существует эта семья.
Героинь действительно можно с полным правом назвать семьей. Что бы ни происходило между ними, по каким бы мелочам они ни ссорились, как бы ни обижались и с какими трудностями ни сталкивались, каждая из них совершенно точно знает: подвести другую в ответственный момент она не может, не должна, не имеет права. И на этом понимании, этой беззаветной преданности друг другу им, быть может, и удается в любых условиях, при любых обстоятельствах сохранить и построить настоящую человеческую жизнь, в которой есть дружеское тепло, соседское участие и сестринская взаимовыручка.
Источник: Орловская городская газета