Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Премьера за премьерой

20 февраля 2021

На минувшей неделе Орловский государственный академический театр имени И.С. Тургенева порадовал зрителей сразу двумя премьерами.

Несмотря на то, что здание театра уже открыто, оба спектакля были показаны на гостевых площадках. И тем ценнее огромная работа, проделанная режиссерами и артистами.

Для детей и взрослых

Русскую народную сказку «Царевна­-лягушка» (0+) зрители смогли увидеть 13 февраля на сцене Городского центра культуры.

— Все, кто когда­либо вообще об этом задумывался, понимают, что создать хороший спектакль для детей сложнее, чем для взрослой аудитории, — говорит режиссер Павел Сыромятников. — Однако мы поставили перед собой задачу сделать «Царевну­лягушку» такой, чтобы увлекла она не только малышей, но и взрослых.

С поставленной задачей создатели спектакля справились, представив зрителям не просто сказку, знакомую каждому, но целую особенную историю — интересную, яркую и смешную. Историю, дарящую людям возможность сделать именно то, для чего, по большому счету, они и ходят в театр: пусть ненадолго, но с головой погрузиться в совершенно иную реальность, полную чудес, любви и самых искренних чувств.

Интересной для, без преувеличения, любой аудитории «Царевна­лягушка» получилась благодаря тонкому юмору, красоте костюмов, артистизму актеров, умеющих без слов, но жестами, танцем, походкой рассказать зрителю не только о чувствах и чаяниях своих героев, но и передать столь важные нюансы и тонкости человеческих отношений.

Сам Павел Сыромятников в поставленной им сказке сыграл Бабу Ягу, с первого же своего появления на сцене ставшую любимицей присутствовавших в зале зрителей всех возрастов.

Пожалуй, главным доказательством безусловного успеха спектакля стала реакция зрителей. Смех, раздававшийся в зале, и искренние улыбки, с которыми и взрослые, и дети Городской центр культуры покидали.

Однако воплощение каждой творческой задумки неминуемо влечет за собой рождение новой, и Павел Сыромятников, для которого «Царевна­лягушка» стала уже пятой режиссерской работой, на достигнутом останавливаться не намерен.

— У меня есть большая и очень давняя мечта: поставить «Сказку о царе Салтане», — делится он. — Во­первых, это Пушкин, и этим многое сказано. Во­вторых, это огромный простор для режиссера и артистов, потому что в ней, на мой взгляд, есть все, что нужно показать и рассказать детям. И о чем так важно и нужно подчас напомнить нам, взрослым.

Размышляя о главном

Еще один премьерный показ состоялся в Орловском театре кукол уже на следующий день. 14 февраля зрители смогли увидеть постановку Антона Карташева «Заря» (12+) по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».

— Работать с этим материалом, конечно же, огромная ответственность, — поделился после премьеры режиссер. — Большинство зрителей уже имеют перед глазами определенный визуальный ряд. При этом у нас не было цели соответствовать или сделать нечто совершенно противоположное. Я остановился именно на этом произведении, потому что в первую очередь хотел через него напомнить всем нам, что «Родина» и «патриотизм» — это не просто слова, которые у всех на слуху. В процессе работы над спектаклем я изучал, в том числе, и документальные фильмы. Пожалуй, именно благодаря этому сейчас, будучи уже взрослым человеком, в полной мере осознал, насколько страшен фашизм, насколько важно не допустить повторения того, что пришлось пережить людям в ту войну. И в то же время мне кажется важным, чтобы каждый из нас подумал и смог ответить себе: а что он будет защищать, если, не дай Бог, придется. Чтобы каждый из нас знал это так же точно, как знали те пять девочек, которым на войне ведь было совсем не место.

В «Заре» Антон Карташев сосредоточился на главном — беспомощности людей перед войной, их готовности и искреннем желании любой ценой защитить свою Родину. Главное — не слово, которое подчас произносится бездумно, а нечто настолько бесценное и глубоко любимое, что трудно описать словами.

При минимальных декорациях режиссером и артистами создавалось ощущение особой, совершенно отличной от повседневной реальности, в которой оказались герои. Костюмами, жестами, самим присутствием артистов на сцене в тот или иной момент действия были сотканы мощнейшие образы — юных девушек, вынужденных иметь дело со смертью; фашизма, разделившего судьбы людей на «до» и после". И такого естественного человеческого непонимания: зачем, почему люди должны умирать, когда так хорошо жилось под мирным небом?

Особенностью спектакля стали железнодорожные фонари, появляющиеся на сцене в финале.

— Их было очень непросто достать, но это настоящие фонари 1938 года, — поясняет Антон Карташев. — Это дань памяти настоящим патриотам, сражавшимся за Родину, не пощадившим себя на той войне.

Источник: Орловская городская газета