Женщина, убивая врага, стреляет в собственное сердце. Коллизия из рассказа Б.Лавренёва "Сорок первый" появлялась на экранах страны дважды - в 1927г.(реж.Я.Протазанов) и в 1956 г.(реж.Г.Чухрай). Теперь - пьеса В.Жеребцова, открытая и интепретированная режиссёром Игорем Черкашиным.
У Лавренёва - девушка-красноармеец и белогвардейский офицер - социальные и идейные враги.Любовь, как непрошеный гость, разбивает ясное и чёткое противостояние.
У Жеребцова всё гораздо сложнее. Физически Фёдора убивает его друг, совершенно случайно. А Мария ведёт к смерти Душу Фёдора, побуждая стать предателем. Беспомощный раненый и немка-переводчица. У каждого - своя правда, у каждого - есть причина ненавидеть врага.
Сценическое время, отпущенное героям, по-разному проявляет их характеры. С самого начала мы подозреваем в Фёдоре (артист В.Межевикин) слабака, без пяти минут предателя.А расстаёмся с героем. Просто зрителю не всё сразу рассказали. Предыстория, вынесенная на экран, помогает нам узнать подробности о вылазке партизан. Только к концу мы понимаем, что Фёдор выиграл свой последний бой, и более того, простил свою смерть другу.
Мария же должна прямо на глазах зрителя, без всякой киноподдержки, пройти весь свой путь. Образ Марии взвалила на свои хрупкие плечи нежнейшая актриса Светлана Мартюшева. Подсознание зрителя сразу улавливает, как тяжёл для её героини весь этот груз ненависти и неженских испытаний.
Русская немка, воспитанная в советской школе. Отец - инженер на гидростанции.В начале войны чекисты убивают отца Марии только за то, что он - немец.На глазах дочери. Мир Марии переворачивается.Она начинает ненавидеть всё советское, всех русских, как когда-то в школе учили ненавидеть врагов Революции. Ненависть помогает ей служить немцам.
И вдруг - умирающий на её глазах партизан, который пытается остаться человеком, а она его толкает в предатели. Сначала - хитростью, которую Фёдор раскусил. Потом - откровенностью. Затем - состраданием и нежностью.Пусть - непритворной, но толкающей всё в ту же западню.
Фёдор умер. А у Марии кончилась ненависть, за которую она держалась, как за спасательный круг.Выстрел поставил точку и в жизни Марии, и в спектакле.
ТАМ,ГДЕ СТРЕЛЯЮТ, ЛЮБОВЬ НЕ ЖИВЁТ.Пусть вспомнят об этом те, кто вновь пытается разделить мир на "своих" и "врагов".Особенно те, кто сеет вражду с экранов телевизоров, развешивая ярлыки и клеймя позором несогласных.
Спектакль"Выстрел" смотрели школьники - самая трудная театральная аудитория.Рядом со мной плакала девочка. Я обернулась и увидела напряжённые лица, раскрытые глаза.Дай Бог, чтобы они почаще ходили в театр и меньше смотрели телевизор.
Елена Чижмина #ПятьзвездОрел