Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39
09 февраля 2023

У театральной музы Мельпомены большой арсенал: хочешь тебе трагики, хочешь комики, исполнители маленьких, почти незаметных ролей, или настоящие сценические глыбы.

А есть особые актёры, которых можно отнести к рыцарям сцены, — что бы они ни играли, это выглядит благородно. Один из таких — актёр Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева заслуженный артист России Михаил Корнилов.

На артиста Корнилова приятно смотреть, когда он находится на сцене. Ему не нужно громогласно вопить, чтобы его услышали. Он никогда не тянет одеяло на себя, но всегда заметен.

На театральной сцене он уже полвека.

— И как это? — спрашиваю.

— Быстро как-то всё пролетело, — улыбаясь, отвечает он. — Вроде ещё недавно играл принца и вот уже играю благородных отцов.

И надо сказать, эти роли ему отлично удаются. К примеру, помещик Андрей Гаврилович Дубровский или же помещик Степан Степанович Чубуков из чеховского «Предложения» (спектакль «Семейное счастье»).

Тут прямо-таки тянет упомянуть о семье артиста. Его супруга — заслуженная артистка России Татьяна Попова — также актриса тургеневского театра. И порой приходится выходить на сцену вместе. Как, например, в спектакле «Земля Эльзы», который пользуется огромной любовью зрителей. В нём трагизм и свет, смех и слёзы, философская глубина и бытовая узнаваемость находятся в таком невероятном равновесии, в таких естественных пропорциях, что напрочь исчезает ощущение игры, — словно сама жизнь смотрит нам в душу.

Поздняя любовь Василия Игнатьевича и Эльзы Александровны — это напоминание нам всем не только о том, что любви все возрасты покорны, но и о том, как хрупко и ранимо человеческое сердце, открывшееся этому чувству.

Зритель идёт на разные спектакли, у него есть выбор.

— Театр сильно поменялся за последнее время, — говорит Михаил Максимович. — Вот есть понятие русского психологического театра. Это значит, я на сцене проживаю, а вы в зале сопереживаете. А сейчас так много разных новых форм. И вот ещё режиссура. Как сейчас говорят, «я так вижу». Впрочем, так говорили всегда. Но как-то автора щадили. Сейчас авторов не щадят. Иногда хочется сказать: «Ты сам сядь и напиши пьесу, вырази всё, что чувствуешь и как видишь». Нет же, берут Чехова, Гоголя и начинают экспериментировать «по мотивам». Мне ближе театр психологический. Так сказать, сядем друг против друга и поговорим по душам.

Говоря о добротной классической драматургии, вспомнили Островского, Чехова, Горького. Из более современных — Вампилова, Арбузова, Розова.

— Жизнь сложная штука, иногда в ней трудно разобрать, что хорошо, что плохо, где добро, где зло, — говорит артист. — А человеку важно знать, куда мы идём, что сейчас происходит, что самое главное, — нужна чёткая система координат. В искусстве также важно определиться, какие ценности нужно нести со сцены. И классика в этом смысле проверена временем, в ней не надо выискивать что-то новое, в ней уже всё есть, ответы на многие вопросы.

Из наиболее дорогих сердцу ролей Корнилов назвал роль отставного чиновника Павла Оброшенова в «Шутниках». Эту пьесу А. Островского в театре ставил Б.Н. Голубицкий. Артист говорит, что было интересно работать в «Трёх сёстрах», где он играл военного доктора Ивана Чебутыкина. Это был в хорошем смысле эксперимент. Сейчас на сцене идут «Тёмные аллеи» И. Бунина, где Корнилов играет Георгия Левицкого.

Бывает и так, что роль артисту не нравится, а зритель принимает спектакль на ура, веселится от души, смеётся над плоскими шутками, принимает примитивный сюжет.

— Возможно, люди просто приходят отдыхать, — говорит актёр.

Кто-то считает, что жизнь и так полна проблем и негатива, так что лучше отдохнуть душой на спектакле, кто-то считает, что даже лёгкая комедия заставляет трудиться душу зрителя, а отдыхать лучше, смотря на закат, слушая шум моря или дождя... Главное, чтобы театр дарил живые эмоции.

Михаил Корнилов отметил, что театр обновляется, его творческий костяк — это студенты трёх театральных курсов под руководством Бориса Голубицкого Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (бывший ЛГИТМиК).

И в то же время есть в театре некая великая константа, которая неподвластна времени и его веяниям, — его особенная аура, его способность оставлять за порогом всё суетное, оставляя самое главное и настоящее. И профессия актёра в этом смысле — большая удача, за которой стоит огромная работа души.

Справка

Михаил Корнилов в 1980 г. окончил Иркутское театральное училище. Работал в Хабаровском театре юного зрителя, в Чебоксарском русском драматическом театре. На тургеневской сцене с 1989 г.

Заслуженный артист Чувашии. В 2000 г. М.М. Корнилову присвоено почётное звание «Заслуженный артист России». Лауреат Тургеневской премии (2000 г.) и премии семейных симпатий, учреждённой прямыми потомками основателя театра графа С.М. Каменского (2007 г.).

У театральной музы Мельпомены большой арсенал: хочешь тебе трагики, хочешь комики, исполнители маленьких, почти незаметных ролей, или настоящие сценические глыбы.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!