Есть люди особого душевного таланта. Чем бы ни занимались, их обязательно ждет успех. Не тот успех, когда звучат медные трубы или приятно позвякивает тугой кошелек, а тот, когда даже случайный знакомый, нежданно встретившись, подолгу жмет руку, улыбается, когда человек притягивает к себе добро и дарит радость.
И жизнь, и слезы, и любовь
Павел Иванович Легкобит как раз из такой категории. Для зрителей Орловского государственного академического театра им. И. С. Тургенева он любимый актер, для студентов Орловского государственного института искусств и культуры – мудрый наставник, для театрального сообщества региона - без преувеличения надежная поддержка и опора как председатель Орловского отделения СТД России.
Этот человек удивительным образом сочетает в себе аристократизм и эмоциональность, иронию и открытость…
Павел Иванович в свое время окончил Ярославское театральное училище, затем филологический факультет Пермского государственного педагогического института. Работал в одном из лучших провинциальных театров - Пермском драматическом…
С Орлом судьба связала его в 1978 году. Режиссер и драматург Леонид Моисеев сделал предложение, от которого просто нельзя было отказаться: сыграть булгаковского Лариосика. Так актерская мечта привела в наш город.
Были незабываемые перевоплощения в Труффальдино Гольдони, в Анучкина из гоголевской «Женитьбы» и фон Ранкена из «Дней нашей жизни», в Разновесова и Хрюкова из пьес Островского, в шекспировских Милягу и герцога Милянского, в Кулыгина из «Трех сестер»… С годами подобрался серьезный «тургеневский» репертуар: слуга в «Дыме», капитан Чуханов в комедии «Где тонко, там и рвется», Мирволин в «Завтраке у предводителя», Иванов в «Нахлебнике». Подарком судьбы стал эпизод в фильме «Большая перемена».
За плечами более 42 лет сценической деятельности, много трудностей и радостей, побед и разочарований, слез и восторга. Павел Иванович никогда не прибегает к сослагательному наклонению. Он делает смелое признание в том, что счастлив, принимая и безмерно ценя все перипетии своего жизненного и профессионального пути.
Лишь один вопрос в продолжительной и бесконечно прекрасной беседе заставил его на мгновение задуматься:
- А пожелали бы вы прожить свою жизнь самому близкому и любимому человеку?
- Наверное, не стоит повторять чью-то историю. Но и в своей я бы ничего не хотел менять. Уверен, с выбором профессии не ошибся. В театре расту как человек. Хотя то, что для меня было счастьем, для многих может показаться серьезным испытанием. У каждого свой запас прочности. Вершины, которые осваиваешь, помогают подняться над обстоятельствами. Многие актерские судьбы схожи: баловней фортуны среди нас единицы. Каждая роль – новый участок, который стараешься пройти достойно. Главный секрет в том, что нужно утверждать не себя, а общечеловеческие ценности. Даже играя негодяев, говоришь о том, что есть добро.
Раз уж зашла речь о самых близких людях, надо сказать, что дети Павла Ивановича далеки от театральных подмостков. Обе дочери - кандидаты биологических наук. Работают в серьезных научно-исследовательских институтах в столице. Осваивают биологию тела, в то время как отец занимается биологией души.
А вот супруга – коллега: артистка Орловского театра кукол. В семье любовь к искусству и друг к другу никогда не конкурировала. Легкобит затрудняется сказать, смог бы связать свою жизнь с человеком из другой сферы деятельности: «Говорят, любовь слепа, но как такое может быть, если зорко одно лишь сердце?».
Главным своим достоянием помимо семьи Павел Иванович считает встретившихся ему на жизненном пути людей: педагогов и наставников, режиссеров, коллег по сцене, зрителей, которые участвовали в его профессиональном и личностном становлении.
Но, дадим слово самому мастеру…
Путь к себе
- Павел Иванович, 42 года на сцене, из них 37 - в орловском драмтеатре. Самые требовательные критики отмечают присущую только вам мягкость и сердечную теплоту исполнительской манеры, душевность, верность традициям русской школы актерской игры… Скажите, что потеряли и что приобрели за годы в профессии?
- Театр поменял меня как человека, принес много света и добра. Это несоизмеримо ни с какими трудностями. Есть такое понятие - культура чтения: когда читаешь и берешь из книг лучшее. Также и наша профессия помогает наполнять душу лучшим, что есть в мире. Постоянно говорю своим студентам, что предела совершенству нет, есть лишь стремление к нему. Ни в коем случае нельзя позволять душе лениться. Я и сам постоянно учусь, борюсь со своими недостатками.
- А какие у вас недостатки?
- Наверное, не всегда могу владеть эмоциями, хотя профессия обязывает. У меня много претензий к себе, пожалуй, тоже недостаток.
- По аналогии с персонажем Сервантеса вас можно смело назвать актером благородного образа. Если бы вы были средневековым рыцарем, какой девиз был бы на вашем щите?
- Совсем недавно вспоминал замечательные слова Чехова: «Умей нести свой крест и веруй». Вот девиз, помогающий увидеть главное. Актерская профессия предполагает утверждение себя и в работе, и в жизни. Не всегда все складывается, идут мучительные процессы осмысления. Порой нужно очень много сил, чтобы нести свой крест, не разуверится, не потерять себя. В конце концов, хочется показать достойный пример детям и внукам.
- Наверное, в разного рода официальных учреждениях вас неоднократно спрашивали о месте работы. Меняется ли по прошествии лет реакция людей на ответ?
- Был даже забавный случай. Однажды врач «скорой помощи», приехавшая на вызов, в удивлении произнесла: «Первый раз вижу живого артиста!»
Конечно, отношение общества со временем меняется. Наша профессия стала рядовой…
- Смешались понятия аниматор и актер?
- Пожалуй, да. Многие не понимают, что в основе театра не развлечение, а жизнь человеческого духа, искусство.
Ко всему прочему актерская стезя стала более доступной. Раньше конкурсы в профильные учебные заведения превышали 120 человек на место. Сегодня на место претендуют 3-4 человека. Зачастую комиссии одобряют всех: а вдруг! Поэтому даже сами актеры не до конца осознают значение профессии, то, что сцена, по выражению Гоголя, - «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Такое ощущение, что сегодня артистом может быть каждый. Не всегда так. Каждый новый образ не просто дает еще одну грань мастерства, но и формирует тебя, заставляет по-другому взглянуть на мир.
Есть издержки в системе образования, а образование и общество взаимосвязаны. Система ценностей, принятая обществом, напрямую сказывается на искусстве. Не всегда положительно.
Но и сегодня рождаются великие музыканты, художники, хорошие молодые артисты.
- Вы имеете прямое отношение к образованию. Работаете на кафедре режиссуры театрализованных представлений ОГИИК. Преподаете основы классической режиссуры и мастерства актеров. Константин Станиславский говорил: «На нашем языке понять - значит сделать». Что вы делаете, чтобы молодые люди поняли?
- Прежде всего, пытаюсь гармонично объединить теорию и практику, развивать ассоциации, многозначность, художественное мышление. Самый важный метод: можно учить только тому, что умеешь и любишь сам. В нашем деле крайне важно воспитание личности. Основа, конечно, любовь - к профессии, к театру, к студентам.
Когда выхожу с моими бывшими воспитанниками на сцену, уже не смотрю на них, как на учеников. Никогда не критикую - только радуюсь, если вижу, успех. Но за советом ребята могут подойти в любой момент.
- Последние годы для театра были перестроечными в прямом смысле этого слова. Как это повлияло на работу?
- Когда ремонт в доме, любой семье очень трудно. Разрушается дух взаимопонимания, братства.
Последние три года приходилось непросто. Это очень долгий промежуток времени, особенно для артистов в возрасте. Режиссеры испытывали явный дефицит репетиционных площадок, технических возможностей для художественной выразительности, средств для создания особой творческой рабочей атмосферы…
Верю, мы выстоим. И силы накопились, и мысли, и чувства, и тоска по реализации творческих проектов.
В любом случае театр жил, ставил спектакли, за что низкий поклон всему творческому коллективу. Особенно хочется отметить поддержку зрителей, которая очень помогает.
- Орлу в этом году исполняется 450 лет. 200 из них прожиты орловцами вместе с театром, который сейчас носит имя Тургенева. Каково значение этого искусства для города?
- К сожалению, зачастую бывает так, что «лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье».
Не хотелось бы, чтобы значение театра люди по-настоящему осознали, потеряв его.
Драмтеатр приносит в культурный процесс, духовную жизнь региона доброе, полезное, необходимое звучание.
Мы очень много гастролировали: Харьков, Запорожье, Мурманск, Винница. Тургеневцев всегда тепло принимают в самых разных городах. Были случаи, люди останавливали в московском метро, благодарили… Я думаю, орловский театр верно служил и служит своему Отечеству и зрителю.
Где еще на карте России найдешь такой сравнительно небольшой городок, в котором 4 театра. Хотелось бы, конечно, чтобы это искусство было более доступно для жителей районов. На выездных спектаклях всегда видно, как в глубинке люди жаждут приобщиться к прекрасному.
Большое сердце СТД
О работе на посту председателя Орловского отделения Союза театральных деятелей РФ Павел Иванович зачастую рассказывает сухо, официально (сказывается скромность и повышенная требовательность к себе), а его коллеги, напротив, - очень эмоционально и с большой благодарностью.
Легкобит возглавил организацию в 1996 году, в самый трудный для нее момент. С тех пор с присущей ему деликатностью, рассудительностью объединяет, воодушевляет театральную общественность города.
По словам Павла Ивановича, СТД - механизм, который помогает театрам развиваться, не вмешиваясь в их экономическую, хозяйственную деятельность. Оказывается значительное содействие в повышении квалификации актеров, в частности, это обучение орловцев в Летней театральной школе СТД, участие в фестивалях, конкурсах, гранты, стипендии…
Одной из основных своих задач на этом посту Легкобит видит поддержку и развитие уникального русского репертуарного театра.
Стоит отметить, что 10 лет назад орловское отделение организации насчитывало 60 человек, сегодня - уже более 150. В прошедшем году большая театральная армия пополнилась еще на 14 человек - свидетельство большого доверия к творческому союзу.
«Когда встречаешься с коллегами, понимаешь: мы одной крови. Моя задача – чтобы люди не разочаровались, чтобы ощутили заботу, необходимость этой связи, этих уз»,- говорит Павел Иванович.
Артисты всегда могут обратиться к нему - и в счастье, и в горе, и обязательно найдут поддержку и понимание.
СТД стоит на защите интересов коллег, помогает им в трудных жизненных ситуациях. Но это все за занавесом. Актеры щедры на эмоции на сцене, но о своих личных переживаниях предпочитают не распространяться…
У правосудия есть воя богиня – Фемида, которую изображают с весами в руках и повязкой на глазах. Павел Иванович полушутя-полусерьезно предложил свой символ Орловского отделения СТД: большое сердце – с перебивающимся ритмом, который порой идет поперек такта то учащенный, то разряженный. К этому сердцу подключены сосуды всех театров, но мозг у них свой. Главное, чтобы ум с сердцем был в ладу.
Вместо послесловия Павел Иванович ответил еще на один вопрос:
- В одном из интервью вы сказали, что некий видный руководитель как-то поставил вам в вину, что вы «для всех хотите быть хорошим». Откуда у вас сила быть собой, что в вас питает смелость?
- Наверное, Господь.
Вообще, по-моему, быть хорошим человеком - это вполне естественное желание. Каждый должен стремиться к красоте, свету, добру. Жаль, что в этом деле нет никаких соревнований, конкурсов. Представляете, с каким бы азартом люди состязались? Каждый бы старался лучше относиться к окружающим.
Неслучайно в популярном проекте «Голос» зрители присудили победу иеромонаху Фотию. Дело не в технике исполнения, а в чистоте души. Наши сердца тянутся к любви, к чему-то настоящему.
Это заложено природой, а всякое преступление – не что иное, как патология. Часто успокаиваю студентов: «Пусть ты сегодня не бросаешь батман на 90 градусов, но разве в этом дело. Дело в твоем отношении, в желании, в воле». Нужно смотреть в сторону добра. Только так получится найти путь к себе.