Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Сатира на человека

10 марта 2023

3 и 4 марта в ОГАТ им. И.С. Тургенева представили «Женитьбу» Н.В. Гоголя (12+) в постановке Владимира Хрущева.

Вечный вопрос

«Женитьба», написанная Николаем Гоголем в 1833–1835 годах, как подлинная классика, не стареет. У зрителя возникает ощущение, что история эта рассказана про сегодняшний день, про знакомых ему людей или даже, чего греха таить, про него самого.

— Некоторые мужчины так и остаются инфантильными мальчиками, боящимися брать на себя ответственность и какие бы то ни было обязательства, ленящимися даже встать с дивана. Проблема есть, зачем ее скрывать. Однако Гоголь это усилил, — отмечает Владимир Хрущев.

Точно так же до смешного прямо и откровенно писатель продемонстрировал и другие человеческие пороки: корысть, пьянство, двойные стандарты, неумение взглянуть на себя со стороны. Все то, что было, есть и, вероятно, будет свойственно людям в той же степени, что и сомнение: стоит вступать в брак или нет?

— Мы все, вероятно, проходили через подобное в определенный момент. Загорались от любви и предвкушения, потом сомневались в правильности своего выбора, — отмечает актриса Ольга Форопонова, сыгравшая невесту, Агафью Тихоновну. — Конечно, зритель составит для себя мнение сам, но мне кажется, это нечто очень близкое и понятное любому человеку.

Смешная и горькая правда

Эти сомнения, чувство неподконтрольной разуму паники Гоголь и правда показывает, с одной стороны, гротескно, с другой — абсолютно реалистично, как в документальном кино.

В пьесе Кочкарев восклицает: «Господи Ты Боже мой, что это за человек! <...> Не человек, насмешка над человеком, сатира на человека!».

Пожалуй, именно в этой фразе заключается глубокий смысл пьесы, ее подлинный жанр — сатира на человека.

Спустя без малого двести лет «Женитьба» остается смешной и понятной во многом за счет того, что даже с приходом прогресса и открытием бесчисленного множества возможностей люди, сама человеческая натура осталась неизменной. Имея таланты и навыки, которые могли бы с блеском реализовать, все мы в той или иной степени, подобно Подколесину, остаемся лежать на метафорическом или самом настоящем диване. Более того, стоит появиться рядом другу, подобному Кочкареву, умеющему обосновать идею о том, что перемены давно назрели, за тот самый уютный, не требующий никаких усилий диван цепляемся отчаянно.

Можно ли что­-то с этим поделать? Гоголь оставляет этот вопрос без ответа. Более того, он изящно, бесконечно талантливо и очень по-­гоголевски демонстрирует нам два противоположных, по сути, варианта: Кочкарева, пусть и недовольного утратой свободы, но способного усилием воли сделать следующий в своей жизни шаг, и Подколесина, всеми силами убеждающего себя в том, что можно не делать вовсе ничего, и жизнь его от этого точно не станет хуже.

Визуализация сомнения

Художник­постановщик спектакля Евгений Никоноров оформил сценическое пространство так, чтобы оно идеально передавало душевное состояние героев — закрытое, замкнутое помещение, выход из которого либо сама возможность взглянуть на реальный мир предложены лишь через небольшое окошко.

Гоголевские герои, воплощенные актерами ОГАТ им. И.С. Тургенева, талантливо и бесспорно подтверждают, что самые искренние и глубокие переживания человека, будь то радость, горе, сомнение или искрящееся предвкушение до определенной степени являются смехотворными, вызывающими самим своим проявлением неловкость у стороннего наблюдателя. И вместе с тем — самыми желанными, потому что именно они и есть жизнь.

«Женитьба», представленная в театре, показывает людям их самих без прикрас, напоминает о том, что не испытывает сомнений в своих действиях лишь тот, кто вовсе не задумывается об их смысле.

Комедия Гоголя, осмысленная художественно-­постановочным составом, получилась смешной с привкусом грусти, стала увлекательным, визуально красивым и точным, но беспощадным напоминанием о том, как часто все мы движемся по заданной колее, но как по­-разному способны воспринимать одно и то же событие.

«Вот жила, жила — а теперь приходится выходить замуж!», — восклицает Агафья Тихоновна, однако ждет от брака приятных хлопот, готовится выполнить свои обязательства жены наилучшим образом, в то время как Подколесин отчаянно страшится «связать себя на всю жизнь».

Сам Гоголь в постановке ОГАТ им. И.С. Тургенева является не просто автором, а полноценным действующим лицом. По сути, тем, кем он и был при жизни — внимательным, вдумчивым, чуть лукавым наблюдателем, все понимающим про своих героев, находящим их потешными, трогательными, восхитительно живыми.

Премьера «Женитьбы» прошла с настоящим аншлагом, что стало лишь дополнительным подтверждением тому, что классика не стареет. Николай Гоголь, всегда яркий, тонкий, точный, глубокий и неизменно актуальный в любые времена, остается для орловского зрителя востребованным.

Анастасия ИЗВЕКОВА

Источник: Орловская городская газета

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!