Помните знаменитый мотив из «Кавказской пленницы»: «Если б я был султан, я б имел трех жен…»? Песенка о плюсах и минусах многоженства. Герой Никулина, дабы не утруждать себя излишними душевными метаниями, сделал однозначной вывод о прелестях холостяцкой жизни. Персонаж пьесы драматурга Рея Куни «Слишком женатый таксист» познакомился с данной проблемой не в теории, а на практике. Участниками подобного эксперимента стали зрители, пришедшие на вторую в этом сезоне премьеру Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева «Папа в паутине».
Слишком женатый таксист
Оригинальный сюжет произведения был немного изменен: интрига завязалась как следствие разговора двух молодых людей в социальной сети. Получилась комедия без галстука – в семейном кругу, но для посторонних глаз.
Началось же все с очаровательной улыбки простого таксиста с банальным именем Джон Смит (Михаил Лысанов).
Мало ли в большом городе этих Джонов Смитов? А он такой один, вне всякого сомнения. Пока – вполне довольный жизнью, не лишенный какого-то особенного лоска, присущего только таксистам мегаполиса. Однако по воле режиссера-постановщика Игоря Черкашина трехсекундное спокойствие вмиг и безвозвратно улетучивается. С первых секунд постановка задает свой необычный ритм, по-доброму навязчивый и по-житейски уморительный. Причем у каждого героя в этом хоре индивидуальная неподражаемая партия, а в танце – коронный номер (музыкальное оформление – Игорь Черкашин, балетмейстер – Лариса Бухвостова).
Яркими красками, энергией и неким гротеском завораживает изображенная на сцене жизнь двух семейств Смитов. Клоунада-знакомство сразу говорит о том, что сочувствовать героям можно, а вот переживать за них – явно лишнее. С неподдельным удовольствием наблюдать – и только.
Оба дома двоеженца Смита предстают на сцене как параллельная реальность, которую, по воле постановщика, созерцает лишь зритель. Неразделенность миров изысканно подчеркнута сценографией, выполненной функционально, со вкусом.
Коллизия заключается в том, что эти две реальности, вопреки желанию достопочтенного мужа и законам вселенной, вот-вот пересекутся. Виной всему третья реальность – виртуальная – Интернет. Чтобы сохранить хрупкое равновесие, с большим трудом приходится балансировать на паутине лжи.
Жена нечаянно нагрянет
Безусловно, это комедия положений, подразумевающая бешеный накал страстей и даже некоторую фривольность… Но вместе с тем каждая из ситуаций завораживает не только юмором, но и неожиданной реалистичностью. Правда, хотелось бы верить, что никто из сидящих в зале не подумал: и у меня так было третьего дня…
Если с Джоном, прекрасно сочетающим вегетарианскую диету и баранье жаркое, мы уже познакомились, то с его женами только предстоит.
Первая – деловитая Мэри (Юлия Некрасова) – с упоением готовит суперсуп-суперчай-суперлекарства и так далее.
Вторая – роскошная Барбара (Наталья Ткаченко) – сама готовится к ужину в ресторане.
Боже, как художественно Мэри «борется» со своей кудрявой челкой, как виртуозно исполняет танец с ножами, как бешено колотит в закрытые двери… Как грациозно Барбара листает модные журналы, как спокойно выслушивает телефонный бред, как она элегантна и настойчива…
Надо ли говорить, что обе – красавицы, и восклицать: чего этому Смиту не хватало?!
Интернет неумолимо ведет детей Джона: Вики (Марианна Еремеева) и Гейвина (Антон Бачурин) – к знакомству, жизнь Смитов – к катастрофе. Главный герой всеми силами пытается этому помешать, отчаянно запутываясь в происходящем. В ход идут смешной акцент, безумные переодевания, невероятные выдумки, отчаянные анекдоты, кошачий пенсионер, крик осла, шантаж и мольба…
Можно ли противостоять девчушке с двумя косичками, открытой и до невыносимого целеустремленной, и парню, до отвращения небезразличному, отзывчивому и упертому? Бросает то в жар, то в холод. Михаил Лысанов словно сам оказался в западне. Как виртуозно он бледнеет, напряжено спорит, угрожает, ставит перед фактом. Каждый новый шаг – прилив ужаса и взрыв хохота в зале.
В спектакле даже предметы, в зависимости от обстоятельств, становятся оружием. Так, телефон уже не средство связи, а способ запутать людей, сделать их как можно дальше друг от друга. Просто чудеса изворотливости на расстоянии. Поистине «есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!»
Апелляция к Шекспиру, кстати, тоже не случайна. По воле режиссера с обреченностью Гамлета обращается Смит за помощью к некоему Стэнли Поуни (Павел Сыромятников). Ну что, как ни трагическая патетика, способно растопить сердце квартиранта, мгновенно превратившегося в лучшего друга, и заставить его прийти на помощь. Возьмите на вооружение.
Любить по-американски
Незадачливому Стэнли приходится отдуваться за всех, бороться сразу с несколькими женщинами, неистовствовать, не без удовольствия мстить и даже умирать. Правда, каждая его идея еще больше усугубляет дело. Этот театральный персонаж, как ни парадоксально звучит, отличает выдающаяся артистичность.
Если раньше спектакли разлетались на цитаты, то с легкой руки Павла Сыромятникова в народ теперь пойдут жесты героев.
Плавают, барахтаются, бултыхаются, лавируют мужчины в необъятном море лжи… Жаль только, что нет у данного метафорического водоема настоящего пляжа, который тщетно ищет папаша Стэнли (Михаил Корнилов) – очаровательный дедушка, пусть слегка забывчивый, но готовый к активным действиям.
Иногда даже создается впечатление, что артисты импровизируют – настолько непредсказуем для них самих каждый последующий поворот. Впервые охватывает сожаление, что публика не может наблюдать подготовку спектакля, моменты, когда рождаются образы, характеры, выдумки. Ведь очевидно, какую радость приносила режиссеру и актерам работа, каждая остроумная реприза, удачная мизансцена. Хотя смотреть в пестрый калейдоскоп сценического действа и отдыхать, отстраняясь от всего, – тоже огромное удовольствие.
Словом, все смешалось в домах Смитов: бразильский сериал с итальянскими страстями и американскими свободами для русской души.
Конечно, у спектакля имеется завершение, совершенно неожиданное. Логичным его назвать трудно, но очень хочется. Главное, все довольны, а жизнь прекрасна!
В 2005 году Рей Куни за заслуги в области драмы был пожалован в офицеры Ордена Британской империи. Ровно через десять лет спектакль «Папа в паутине» в один прекрасный осенний вечер получил приз зрительских симпатий вне всяких конкурсов.
И, наверное, неслучайно именно худрук театра Игорь Черкашин взялся за эту постановку, совсем не серьезную. Легкость и юмор – доказательство того, что Орловский государственный академический (такие значимые определения, что, читая их, хочется привстать) может быть разным: философствующим, трагичным, проникновенным, современным, радушным, веселым, юным, жизнеутверждающим, озорным.
Ольга Сударикова
Источник: Орловский вестник