Актер Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева, заслуженный артист России, заслуженный артист Чувашии, лауреат Тургеневской премии и премии семейных симпатий, учрежденной прямыми потомками основателя театра графа С.М. Каменского Михаил Корнилов не считает сыгранных ролей, но помнит каждую из прожитых на театральной сцене жизней. За полвека служения театру он примерил на себя десятки образов, становился и принцем, и старым слугой, и удалым помещиком, и просто влюбленным мужчиной, в котором зритель с неподдельным удивлением узнает своего соседа, коллегу или себя.
В свои 73 года Михаил Максимович с искренней радостью отмечает, что не знал в своей жизни иной профессии и иной работы, кроме театра, но тут же оговаривается: «Театр нельзя назвать работой в привычном смысле этого слова».
Первая любовь
Пылкая и взаимная любовь с театром началась еще не для Михаила Максимовича, а для обычного советского мальчика Миши с драматического кружка во Дворце пионеров в Хабаровске. Помимо спорта, 12-летний подросток очень хотел заниматься творчеством, и отправился туда вслед за приятелями. Со временем работа на любительской сцене под руководством Надежды Яковлевны Хаит, не просто педагога, а человека глубоко и крепко связанного с театром и напитанного его атмосферой с детства, разожгла в нем страсть, приведшую в Иркутское театральное училище. Там Михаил Корнилов встретил девушку, ставшую любовью всей его жизни, там же впервые услышал о том, что профессиональный театр кардинально отличается от любительского.
Отучившись два года, он отправился в армию, за это время Татьяна — та самая девушка, которой суждено будет стать спутницей жизни Михаила, успела окончить училище и переехать в Чебоксары, поступить на службу в Чувашский русский драматический театр. После прохождения службы Михаил присоединился к ней, и с того момента, и по сей день они не расставались. Татьяна Евгеньевна Попова сегодня — заслуженная артистка России и тоже актриса Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева. Он вспоминает те дни как «прекрасные и пролетавшие стремительно»: семья, рождение дочери, театр, множество ярких впечатлений и чувств.
В середине 80-х в Чувашский русский драматический театр на постановку приехал режиссер Борис Голубицкий, и эта встреча и совместная работа в спектакле «Порог» по пьесе белорусского писателя и драматурга Алексея Дударева для Михаила Корнилова судьбоносная. Борис Наумович Голубицкий в 1987 году стал главным режиссером и художественным руководителем Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева. За четверть века под его руководством он получил звание академического, началось возрождение знаменитого теперь не только в России, но и за рубежом театра графа Каменского, выпускники трех театральных курсов, прошедших обучение в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (бывший ЛГИТМиК), составили костяк труппы.
В 1989 году Михаил Корнилов с супругой решились на переезд из Чебоксар в Орел, потому что перемены эти для них обоих были просто неизбежны. «В Чебоксарах у нас была интересная и налаженная жизнь, в рамках ежегодных летних обменных гастролей мы объездили весь Советский Союз. Однако развитие, как профессиональное, так и личностное, для любого человека неизбежно, это закон природы. Работа с Борисом Голубицким стала для нас с Татьяной именно такой следующей необходимой, да пожалуй, и неотвратимой ступенью», — поясняет Михаил Максимович.
Семья и театр
Михаил Корнилов и Татьяна Попова вместе уже 55 лет. Более полувека оставаться рядом не только в общем доме, но и на одной сцене — кому-то подобное может показаться сказкой, но Михаил Максимович полагает это самым естественным развитием сюжета в своей личной истории и объясняет так: «Я умею любить эту женщину, как никто иной, потому что помню ее 17-летней девочкой и молодой женщиной, видел, как она стала мамой, а потом — бабушкой. Для меня семейное счастье — это когда люди вместе проводят полную страсти и чувственности молодость, вместе преодолевают невзгоды и вместе входят в преклонный возраст. У нас с Татьяной все именно так, и здесь нет никакого секрета, кроме взаимности».
Десятки раз став партнерами не только в жизни, но и на сцене, Татьяна Попова и Михаил Корнилов сумели сделать столь трепетное и нежное отношение друг к другу и своим личным счастьем, и источником вдохновения. Сегодня спектакль «Земля Эльзы», поставленный в Орловском государственном академическом театре им. И.С. Тургенева по пьесе Ярославы Пулинович режиссером Нелли Галченко, производит на зрителей неизгладимое впечатление. Татьяна Евгеньевна играет Эльзу, Михаил Максимович — ее позднюю любовь, Василия Игнатьевича. По сюжету герои встречают друг друга, когда им обоим уже за 70, и рождающаяся между ними взрослая, искренняя, светлая, исполненная уважения друг к другу любовь становится для обоих чудом столь восхитительным и желанным, что и мечтать о нем казалось немыслимым.
Михаил Корнилов отмечает, что это чувство ему не пришлось играть, не потребовалось влюбляться в свою жену заново, как-то по-новому, потому что оно и без того живет в нем постоянно. Признавая, что с другой партнершей по сцене и спектакль был бы иным, он подчеркивает, что сыгранная именно в паре с Татьяной «Земля Эльзы» стала для него чем-то очень личным, возможностью искренне и с полной уверенностью в том, о чем повествует, рассказать зрителю, что подчас бывает в реальной жизни все именно так, как многим мечтается: двое людей встречаются и остаются вместе в богатстве и бедности, болезни и здравии, жизни и смерти.
Для четы Корниловых театр без преувеличения стал не просто работой или призванием, а членом семьи. Тем не менее, Михаил Максимович подчеркивает, что лично для него театр встраивается в жизнь и семью, но никак не наоборот.
Множество жизней
За время своего служения театру Михаил Максимович сыграл около 100 ролей и прожил столько же жизней. Имея за плечами огромный актерский и человеческий опыт, он убежден в том, что невозможно не ассоциировать себя с каждым новым героем, не искать в нем нечто понятное и близкое самому актеру, но категорически не стоит нести черты того, кого воплощаешь на сцене, в свою жизнь.
Он отмечает, что пять десятилетий, проведенных на сцене, принесли ему не более пяти — семи особенных спектаклей. Помимо «Земли Эльзы», называет положивший начало большим переменам в его жизни «Порог» и роль отставного чиновника Павла Оброшенова в «Шутниках» по пьесе А.Н. Островского в постановке Бориса Голубицкого, с особым теплом относится к образу Георгия Левицкого в бунинских «Темных аллеях» в постановке Игоря Черкашина, идущих и сегодня.
Впрочем, неинтересных ролей для верно и преданно любящего свое дело актера не бывает. В частности, в орловском театре можно увидеть спектакль «Семейное счастье», поставленный народным артистом России Петром Воробьевым по пьесам А.П. Чехова «Медведь» и «Предложение». В нем Михаил Корнилов исполняет две роли: Луки, лакея Поповой, и помещика Степана Степановича Чубукова, и находит возможность стремительного и радикального перевоплощения увлекательной.
Некогда сыгравший в шекспировском «Сне в летнюю ночь» в постановке Бориса Голубицкого, сегодня Михаил Корнилов — Баптиста в «Укрощении строптивой», поставленном на орловской сцене приглашенным режиссером Сергеем Дьячковским. Привычный и знакомый Шекспир сквозь призму нового режиссерского видения — это тоже любопытный для актера опыт. Вместе с тем, Михаил Максимович признается: рад тому, что эксперименты с классикой в орловском театре ставятся разумные и умеренные, комфортные как для актеров, так и для зрителей.
Зная себя, сцену, и конечно же, в какой-то мере сидящих в зале людей, он поясняет, что зритель сегодня приходит в театр отдыхать. Кто-то идет за тем, чтобы посмеяться, кто-то в поисках ответов на свои внутренние вопросы и противоречия, иные отправляются в театр, отдавая дань моде или ради соответствия своему социальному статусу, и сами не замечают, как увлекаются, погружаются в разворачивающуюся перед ними историю глубоко и неподдельно искренне. Михаил Корнилов рассказывает, что зрителей в зале ему доводилось видеть разных: скучающих и вдохновленных, веселых и задумчивых, погруженных в себя. Он полагает, что слезы на глазах посмотревших тот или иной спектакль людей служат лучшим доказательством тому, что постановка нужна, что она затронула в человеческих душах что-то подлинное и ценное, нечто такое, о чем зритель, возможно, сам не знал или хорошо забыл. Таким образом, визит в орловский театр в XXI веке становится и отдыхом, и катарсисом, и, вполне вероятно, отправной точкой для большого и важного духовного пути.
Этот восхитительный мир
Театр как явление и Орловский государственный академический, в частности, Михаил Корнилов называет особенным, почти магическим пространством, подобных которому не существует. Это мир со своими законами и своей динамикой развития, своими горестями и радостями. Мир, в котором множеством людей создается неповторимая атмосфера — уютная, безопасная, исцеляющая и вдохновляющая. Конечно же, в этом мире есть и глубокая осмысленность, очень важная цель, ради достижения которой актер и выходит на сцену. О своей задаче в этом мире Михаил Максимович говорит: «Я на сцене проживаю, а вы в зале сопереживаете».
Сегодня репертуар Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева впечатляюще широк, и перед зрителем открывается большой выбор. Любой спектакль, любая роль неизменно требуют от исполнителя больших духовных и физических вложений, остроты взгляда, тонкости восприятия и чуткости, однако все это не просто оправдано, а однозначно необходимо для того, чтобы подарить зрителю надежду. Это и есть суть явления, многими определяемого как «магия театра».
Михаил Корнилов полагает, что показывать людям нужно, разумеется, не только хорошее и веселое, но и трагичное. Важно стать для зрителя своего рода проводником по самым неприглядным и теневым сторонам человеческой натуры, но делать это допустимо при соблюдении одного обязательного условия: происходящее на сцене должно иметь смысл. Развивая эту мысль, он поясняет: «На мой взгляд, определение „плохой хороший человек“, данное Чеховым, гениально! Человек по определению изменчив и многогранен, в каждом есть хорошее и плохое, нечто отталкивающее соседствует с качествами, заслуживающими самого искреннего восхищения. Это данная свыше гармония, и когда мы учимся ее видеть и понимать, когда к нам приходит умение видеть разные стороны одной медали, понимать нюансы собственной и чужой натуры, многое встает на свои места. Жизнь сложна и многообразна, в ней сложно разобраться сходу, подчас даже умудренный опытом человек не может сразу отличить добро от зла. Я думаю, что театр должен не только развлекать, но и учить людей этому, расширять их кругозор и взгляд на себя и окружающих, и как следствие, помогать им обретать верный лично для каждого путь. Иначе говоря, тот путь, на котором человек будет счастлив. Это хорошее, светлое дело».
Познавая себя
Актерство Михаил Корнилов считает единственно возможной для себя профессией, а самого себя — прежде всего человеком, и только потом актером. Отмечая, что ему не свойственна некая артистическая жертвенность, предполагающая отказ от многих радостей жизни во имя служения театру, себя он считает безоговорочно счастливым человеком.
Безусловно, и в личной, и в профессиональной его жизни случалось разное. Были кризисы, которые приходилось преодолевать. Была и усталость, и спровоцированное ею желание оставить сцену раз и навсегда. Оно знакомо, вероятно, каждому безгранично преданному своему делу человеку, а актеру — тем более, но Михаил Максимович нашел свой рецепт переживания подобных состояний: «Я просто продолжал. Дело в том, что театральный мир очень богат и разнообразен. Случается, что людям приходится идти на компромисс и договариваться друг с другом. Бывает материал, который не приходится по сердцу. Всякий раз подобная ситуация требует особого осмысления и поиска способов ее преодолеть. Приходится искать для себя некий повод и смысл соприкоснуться с ней, понять, и через это отыскать оптимальное решение».
Михаил Корнилов настаивает на том, что театр всех этих усилий, несомненно, стоит. Он не может стать «неправильным» или рутинным, не может быть бесполезным, ведь даже в самые тяжелые времена зрители шли на спектакли, а актеры выходили на сцену, и таким образом все вместе переживали казавшиеся неразрешимыми трудности, для многих разделившие жизнь на «до» и «после».
Он признается, что не мечтает сегодня о каких-то конкретных ролях, не гонится за известностью и не пытается переделать себя. Его надежды и чаяния сегодня простые, понятные, в первую очередь, человеческие: чтобы были здоровы близкие, чтобы была счастлива и реализовалась в полной мере внучка.
В человеке и в актере Михаиле Корнилове нет наигранности и не чувствуется той «театральности», которая подразумевает ощутимую фальшь, но есть галантность, легкость, естественность и некая целостность, присущие лишь тому, кто во всех смыслах ощущает себя на своем месте.
На вопрос о том, что он, во всех смыслах состоявшийся мужчина, мог бы, выпади ему такая возможность, сказать 12-летнему мальчику Мише, стоящему на пороге хабаровского Дворца пионеров, Михаил Корнилов отвечает после глубоких раздумий: «Я сказал бы ему: „Ты поступаешь правильно!“. Профессиональная сцена — это не то, о чем ты грезишь, и не то, что представляешь себе. Во многом тебе придется очень непросто. Неизбежно наступит момент, в который ты задумаешься о том, не были ли правы все те, кто тебя от этого отговаривал, но это пройдет. Если эта потребность, это стремление в театр стало настолько всеобъемлющим, значит, ты поступаешь правильно и делаешь именно то, что должен делать».
Источник: Страстной бульвар, 10