Академический драмтеатр им. И.С.Тургенева реанимирует себя премьерой спектакля «Пост скриптум» по мотивам рассказов Василия Шукшина . Открытие 199 сезона состоится 8 октября на площадке театра «Свободное Пространство». Предпоказ для журналистов прошел на четыре дня раньше в актовом зале УНПК (Научприбор).
Главный лекарь - Василий Макарович Шукшин с его чудиками, с диким да обаятельным народом, затейливо простоватым, искренним да суровым. Мотив «широкости натуры» - как прелести и погибели в едином целом - раскрывается шестью избранными для постановки рассказами: «Сапожки», «Вянет, пропадает», «Крепкий мужик», «Беспалый», «Микроскоп», «Залетный».
Женские и мужские роли друг другу почти не уступают ни в драматизме, ни в комизме характеров. Есть над чем посмеяться, а то и всплакнуть. Простая сценография лаконично используется в процессе действия, все обыграно, все идет в ход, и, памятуя пристрастие театра к пышным, помпезным, вычурным декорациям, это вдвойне стоит отметить как удачное решение.
В смысл названия спектакля «Пост скриптум» режиссер вложил стремление подчеркнуть в каждой истории ее финал, оценить характер и судьбу героев как бы с конца, пост фактум. Эскиз рябой правды стал попыткой поговорить со зрителями по душам: что мы? кто мы? какие?
Василий Шукшин схватывал, как художник, уходящую натуру, которая есть сплав того, что «В деревне Бог живет не по углам» и что «лучше – с чертом, чем с самим собой». Но никак не уходит эта натура со всеми ее чудачествами и чудесами. Декорации меняются, а суть остается прежней.
Тема деревни, словно бы затихшая на долгое время, совершает возвращение: в этом году вышел фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», документальное кино от журнала «Esqaer» о том, как издание спонсировало поездку в Нью-Йорк прожившего всю жизнь в деревне мужика из Курской области; несколькими годами ранее «Театр Наций» взволновал публику спектаклем «Рассказы Шукшина», а в «Свободном Пространстве» Орла была поставлена история «Марьино Поле» про трех вдов, доживающих свой век в одинокой заброшенной деревушке. В связи с затрагиваемым контекстом никак нельзя не упомянуть Игоря Растеряева, «взорвавшего» в 2010 году Интернет со своей песней «Комбайнеры»:
«Далеко от больших городов,
Там, где нет дорогих бутиков,
Там другие люди живут,
О которых совсем не поют».
Так вот, второй смысл названия отражает дистанцированность деревни от города.
Большие города что письма: обстоятельные, длинные, обо всем сразу и ни о чем в частности. А деревеньки – это и есть то, что находится где-то на задворках, и то, что не редко оказывается важнее предшествующей им громады.
«Пост скриптум» – всегда «кстати». Каждый зритель прочтет в нем что-то свое, иной ничего не разглядит, пропустит мимо, а иной задумается, да запоет – ведь жанр спектакля указан как песня о Родине, - и что это будет за песня тоже решать нам, зрителям.
Анна Дулевская, www.infoorel.ru,
фото автора