Постановка и художественное оформление Яны Гловацкой (Санкт-Петербург).
Пьеса Островского «Гроза», которую мы все проходим в школе, написана в 1859 году. Основной конфликт — противостояние всё ещё существующего в России допетровского уклада жизни (тёмного царства) и нового, прогрессивного. Сюжет таков: замужняя женщина Катерина Кабанова из вымышленного городка Калинова влюбляется в приезжего молодого человека, изменяет с ним мужу и, будучи не в силах вынести чувства своей греховности, признаётся во всем мужу и свекрови, а затем гибнет в Волге.
И в плане сюжета режиссёр ничего менять не стала. Однако атмосфера спектакля, несмотря на классическую канву, всё же получилась далека от академизма, она больше не про конфликт тёмного царства с прогрессивными нравами, а про любовь, а точнее — про то, как все понимают и проживают её по-своему и по-разному. Любовь как дар, любовь как наваждение, любовь как проклятие...
Если зачастую купец Дикой и купчиха Кабаниха трактовались как деспотичные самодуры, а муж главной героини Катерины Тихон как слабохарактерный пьяница, укоряющий всех в своих бедах, в спектакле герои лишены этой прямолинейности. У всех персонажей своя правда, своя любовь, и то, что они друг с другом не находят понимания, очень даже похоже на день сегодняшний с единственной разницей, что в наше время Катерина и Тихон скорее всего быстренько развелись бы. А честной люд бы не стал так бояться грозы, ведь громоотводы, о которых толковал интеллигентный механик-самоучка Кулигин (Виктор Межевикин) Савёлу Прокофьевичу Дикому (заслуженный артист России Сергей Аксиненко), уже давно изобретены и работают. Дикой у Аксиненко получился такой колоритный и важный — но вовсе не вечно орущий на всех грубиян, а скорее ворчливо-экспрессивный. А сцена в гостях у Кабанихи говорит о том, что и ему нужно кому-то в жилетку поплакаться, что и в нём есть своя человеческая «болячка».
Великолепна в роли Марфы Игнатьевны Кабановой заслуженная артистка России Елена Полянская. Яркий образ, глубокий, не ходульный. Актриса как бы стала адвокатом своего персонажа. Да, возможно, её Кабанова живёт устаревшими старорусскими традициями, но мы верим, что она любит своего сына и пытается защитить его от обмана. При этом, да, перегибает палку со своей руководящей любовью и удушающей гиперопекой, да, язвит по отношению к невестке, но, поверьте, свекровь моей знакомой практически такая же. Ну, разве что не требует от невестки плакать и становиться на колени, когда её муж на несколько дней в командировку уезжает. А веков-то сколько минуло...
Узнаваемы манеры и чувства Тихона (Дмитрий Бундиряков), Бориса (Павел Клячин), Кудряша (Сергей Евдокимов), Варвары (Екатерина Гусарова), Катерины (Ольга Форопонова). В душе каждого из них своя стихия, своё солнце и ненастье, но если все по-своему справляются со своей «непогодой» — смиряются, приспосабливаются, — то Катерине пришлось заплатить слишком высокую цену за свой душевный разлад.
Катерина в спектакле — человек, выбивающийся из системы. Это подчёркнуто даже одеждой. На всех одежды блеклых или мрачных тонов — серые, коричневые, чёрные... А на Катерине — красное пальто и берет. Взгляд сразу выхватывает её из толпы. Её любовь к Борису — намного больше, нежели «играй, гормон» и «дамочке стало скучно и одиноко». Это попытка найти родную душу среди людей, которые смирились со своей ролью винтиков в общественной машине, марионеток в руках сильных мира сего. Но Борис оказался слишком слаб и зависим.
Каждый зритель сам решит для себя, чем был её прыжок в Волгу: проявлением силы или слабости. Может быть, это было единственной возможностью, как ни странно это звучит, спасти свою душу, ведь в атмосфере кабановского мира живая, светлая и лёгкая, она всё равно бы не выжила.
В «Грозе» играют два состава актёров, а потому в спектаклях есть свои нюансы и различия. В любом случае смотреть это интересно и весьма полезно, ведь бессмертная классика для того и существует, что говорит о вечном и очень важном. (12+)
Источник: Орел-регион