Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

В Орловском государственном академическом театре им. И.С. Тургенева - новый главный режиссёр

03 марта 2021

Режиссёр Владимир Хрущёв родом из города Чебоксары. В поисках «идеального театра» он совершил более десяти переездов по стране.

Бурятия, Башкирия, Самарская область... Он пытался стать архитектором и медиком, но судьба его упорно возвращала к театру, даже когда служил в армии в Чехословакии, театр не уходил из его жизни. Три года руководил калужским областным театральным коллективом, и вот теперь Орёл.

День для Владимира Хрущёва выдался трудным: он уже дал три интервью и провёл вечернюю репетицию. Тем не менее в девять вечера согласился поговорить. На следующее утро ему на несколько дней нужно было уехать из Орла.

В голосе чувствовалась лёгкая усталость, но на извинения за позднее интервью Владимир Геннадьевич ответил, смеясь: «Скажите, что парень отвечал бодро и энергично». Человек с чувством юмора. Это замечательно. А какой он ещё? «Коллеги называют Владимира Хрущёва театральным экспериментатором. Отзываются о нём как о человеке, беззаветно преданном театру, принципиальном, жёстком, ироничном...»

— Наверное, этот вопрос вам задают часто: Никите Сергеевичу Хрущёву вы никем не приходитесь?

— Я изучал этот вопрос... с надеждой. Но в моём роду есть Морозовы, имеющие какое-то отношение, как я выяснил, к тем самым. А к Хрущёву никак не отношусь.

— А вам говорили, что вы похожи на Пастернака?

— Да-да-да (смеётся). А когда был помоложе, говорили, что — на Янковского.

— Прежде чем приехать в Орёл, изучали историю местного театра, были знакомы с труппой? Возможно, где-то пересекались на театральных фестивалях?

— Нет. Никак не пересекался, ничего не знал. Я приехал в Орёл с конкретным предложением, со своим художником, чтобы предложить спектакль «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина. И мы так душевно поговорили, нашли общий язык с директором, походили, посмотрели город. У меня как раз заканчивался контракт с калужским театром, и ближе к Новому году мне предложили поработать в Орле. Так что, с корабля на бал, как говорится.

— Какой театр, какие спектакли «подойдут» орловцам?

— Я в одном убеждён: если это будут глубокие, правдивые истории про людей — они лягут на душу в любом месте. И Орёл в этом плане не исключение. Город мне по энергетике не показался агрессивным, и это хорошо. Провинциальный город с удивительной историей, которую надо копать, исследовать, и это интересно. Я пока ещё не много видел в Орле, работаю в театре с 19 января. Мне очень понравились некоторые места: площадь перед театром, улица Ленина, этакий орловский Арбат, набережная Оки. Я очень люблю природу, у меня есть хобби — я рыбак. Вода, река для меня что-то сакральное...

— Вы сейчас репетируете не «Свадьбу Кречинского»...

— Этот спектакль хотелось бы поставить на большой сцене и тогда, когда я точно буду знать, кто у меня Кречинский. Я примерно наметил себе, но надо проверять. Не хотелось бы выходить на большую сцену и делать программный спектакль, не зная в полной мере возможностей коллектива. Поэтому сейчас решил «размяться» на повести, на прозе, спектакле малой формы. И остановился на повести Максима Васюнова «Кутига». Работа молодого писателя широко обсуждалась и получила премию на 19-м форуме молодых писателей России, стран СНГ и ближнего зарубежья, премию Министерства культуры и высокую оценку критики, в частности Александра Казинцева и Сергея Куняева из журнала «Наш современник».

— Чем вас привлекла эта история?

— Во-первых, она находится на расстоянии вытянутой руки, то есть написана недавно. Во-вторых — там современные, узнаваемые типажи, люди и судьбы, и эта история реальная, журналистское расследование, на основе которого написана повесть.

— Вас называют режиссёром-экспериментатором. Все ваши эксперименты заканчиваются удачно?

— Здесь главное — понять, что такое «эксперимент» и что такое «удачно». Есть коммерческий успех, есть удача в обнаружении нового смысла. Есть спектакль-событие, а есть эксперимент для себя. Не считаю, что в полной мере слово «экспериментальный» относится ко мне, есть на самом деле экспериментальные и неожиданные художники. Я, скорее, профессионал, который глубоко исследует материал и видит в нём что-то своё, особенное. А по поводу удачно — неудачно, это уже не мне судить. Если некоторые мои спектакли получали высокую оценку критиков, о чём можно почитать в театральных изданиях, то скорее всего это — удача. А есть спектакли, отмеченные специалистами и пользующиеся любовью зрителя, как, например, спектакль, поставленный в Улан-Удэ, который шёл 12 лет.

— В одном из интервью вы говорили, что ищете свой театр, театр своей мечты. А каков он, ваш идеальный театр?

— Этот вопрос почему-то волнует всех журналистов. На самом деле ответ очень прост, любой режиссер ответил бы именно так: «Это театр единомышленников, где говорят на одном языке и понимают, ради чего они собрались. Где работают не просто штатные единицы, выполняющие свои должностные обязанности, а люди по-настоящему увлечённые, чувствующие боль сегодняшнего времени и хотящие сказать что-то очень важное».

— Условия пандемии мешают вам?

— Мне как режиссёру пандемия ограничивала общение с людьми, но всё же я меньше пострадал, чем артисты, ведь большая часть моей работы происходит за столом, когда ты читаешь и разбираешь хороший материал. Артисту, конечно, сложнее. Он выходит на сцену, ему необходим диалог с залом и партнёром.

— А тут ещё ремонт, бездомность по сути, чужие сцены...

— Растренированность и апатия, когда количество спектаклей и репетиций становится минимальным, меньше востребованности, реализации, пропадает уверенность в себе... Это проверка на веру и терпение. Но, думаю, в итоге всё будет хорошо.

* * *

Знакомство с коллективом театра у Владимира Хрущёва происходит ежедневно и плодотворно. Будем надеяться, что орловский зритель, который уже соскучился по ежевечерним встречам с любимыми актёрами, с интересом вступит в диалог с профессиональным, тонко чувствующим режиссёром. И академический станет тем театральным домом, о котором все так мечтают.

Источник: Орел-регион

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!