Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39

Время первой любви

06 марта 2017

На прошлой неделе Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева отмечал сразу два праздника - долгожданное открытие большой сцены после реконструкции и премьеру спектакля «Первая любовь» по одноимённой повести Ивана Тургенева.


Занавес открывается, и зритель погружается в атмосферу русского берёзового лета в дворянской усадьбе (художник-постановщик - лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Степан Зограбян).

Длинные тонкие стволы «берёз» без крон разной высоты установлены по краю сценического круга. «Роль» листвы выполняют боковые занавесы нежно-зелёного цвета из легчайшей ткани, колышущейся от любого движения. Именно сценический круг, окаймлённый берёзками, станет в спектакле главным элементом оформления. Его вращение не только легко меняет место события (лес, беседка, веранда). Постоянное кружение оттеняет мятущееся душевное состояние героев.

Сюжет тургеневской повести знаком всем со школьного возраста: шестнадцатилетний барчук Владимир влюбляется в девушку Зинаиду, старше его годами. Это его первое чувство любви. Поначалу он купается в неведомых ранее ощущениях, позже начинает терзаться ревностью и сомнениями. Волей судьбы в эти первые нежные чувства вплетается настоящая драма с доносами и интригами, юноша страдает, получив первый в жизни жестокий удар и урок.

Юный Владимир в исполнении Антона Бачурина - очень трогательный и ранимый. Движения его порывисты и несмелы; забавны и умилительны короткие штанишки, ещё детская курточка, под которой бьётся сердце уже с недетскими чувствами. Впервые он встречает Зинаиду (Ольга Форопонова) в утреннем берёзовом лесу - она легка, игрива, воздушна в своём ситцевом бело-голубом платьице, её окружает толпа поклонников.

Володеньку дома ждут недавно переехавшие на летнюю дачу родители: красавец папенька Пётр Ва­сильевич (Михаил Лысанов) и элегичная Марья Николаевна (Светлана Мартюшева). Их чувства, казалось бы, давно остыли, но семейный дуэт-воспоминание о первой встрече и начинающейся любви - светел и радостен. Их отпрыск Володя с восторгом слушает родительские воспоминания, его сердце тоже жаждет любви.

Инсценировку по знаменитому произведению нашего земляка написал камчатский режиссёр лауреат литературных премий и театральных фестивалей Валентин Зверовщиков. Но орловский спектакль имеет не две основы, как принято (повесть и инсценировка), а три. Третьей составляющей являются вокальные номера из одноимённой музыкальной драмы, созданной в 2015 году композитором Владимиром Баскиным (Санкт-Петербург) и поэтом-песенником, драматургом Евгением Муравьёвым (Москва). Режиссёр-постановщик спектакля, художественный руководитель тургеневского театра Игорь Черкашин совершенно справедливо рассудил, что в избранном им жанре (обозначенном в афише как «грёзы и грозы») без музыки и поэзии не обойтись.

В афишке спектакль не обозначен как мюзикл, но тем не менее с начала и до конца в спектакле звучат вокальные номера. Замечательные дуэты и романсы, которые, вполне возможно, скоро станут распевать орловцы, как когда-то популярные песенки из «Гардемаринов…».

Вот уж воистину «и грёзы, и грозы»: все актёры в спектакле поют! Как и обещал Игорь Черкашин, когда вступал в должность худрука театра. Страстны и мелодичны арии Зинаиды, запутавшейся в своих душевных порывах («Не загадывай», «Королева-женщина»). Нежна и в то же время уже мужественна ария Володеньки, мечтающего о любви («Вчерашнее небо»). Кульминационной сценой спектакля можно назвать дуэт Володи с отцом: они стоят лицом к лицу, полностью повторяя движения друг друга (ведь сын - как зеркальное отражение отца - повторяет его даже в своей сердечной привязанности!). «Всё не так, всё не так, всё не так…» - этот гимн о недостижимости счастья поют они глаза в глаза: хрупкий Володенька в нежном песочном костюмчике и его отец Пётр Васильевич в кроваво-красном камзоле и жокейке. Пожалуй, самым трогательным вокальным номером стал дуэт Марьи Николаевны и Зинаиды «Кукушка». А под занавес все участники спектакля исполняют финальную песню «Время первой любви», которая, несомненно, станет хитом.

Остры и характерны образы поклонников Зинаиды: доктора Лушина (Андрей Царьков), графа Малевского (Антон Карташёв), гусара Беловзорова (Александр Козлов), поэта Майданова (Евгений Дронников). Их сущность открывается именно в вокальных номерах. Вот осторожный, вкрадчивый Лушин с номером «Ревность»: в мелодии - колючие интервалы, прыгающие ритмы; вот граф Малевский, утончённый «нерукопожатный» негодяй, в чёрной маске исполняющий арию «Донос».

Стоит отметить костюмы героев спектакля, которые яркими пятнами выделяются на фоне белёсых берёзовых стволов (художник по костюмам - София Зограбян). Ярко-красное платье маменьки Володи, малиновая экипировка для верховой езды у отца, брусничные, синие сюртуки у поклонников Зинаиды, сама Зинаида во втором действии меняет девичий ситец на яркое, ядовитых оттенков жёлто-зелёное платье. Воплощение страстей и пороков людей - как дисгармонируют эти костюмы на фоне молочно-белых берёзок, свежей зелени!

В спектакле очень тонко выстроен свет: то полное впечатление солнечного дня, то сумерек, а то и вовсе ночи, а световое решение финала - выхваченный белым светом центр сцены и тьма вокруг - вызывает щемящую тоску, напоминая нам печальные стихотворения в прозе стареющего Тургенева - о мимолётности жизни и невозвратности юных восторгов души.

- В каждом сердце навеквремя первой любви! - герои повторяют эти слова припева несколько раз, аблагодарные зрители уже рукоплещут и засыпают артистов цветами. Спасибоклассику и команде спектакля: режиссёру, художникам, композитору и поэту,актёрам - за воскрешение вешних чувств!

Источник: Орел-регион

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!