«Тайнобрачие в России, несомненно, существует… Наше положение таково, что мы как бы не можем обходиться, не обходя закона. Оттого, кажется, у нас так велика народная терпимость. Но, тем не менее, наше тайнобрачие не представляет собою чего-нибудь совершенно бесшабашного и безнравственного. Напротив, в нем заметно даже уважение русского человека к границам свободы в пределах нравственности и эстетики», – утверждал Николай Семенович Лесков в одном из своих весьма увлекательных рассказов «Русское тайнобрачие», по мотивам которого и был поставлен спектакль в ОГАТ имени И.С. Тургенева.
Трудные комбинации
Тарас Дрозд, написавший по лесковским мотивам пьесу «Преподобный», замечательный режиссер Игорь Черкашин, талантливый художник Юрий Сопов и великолепные актеры Орловского государственного театра имени И.С. Тургенева сотворили сценическое чудо к 185-летнему юбилею неподражаемого в своем трагизме и юморе Николая Семеновича и 450-летию Орла.
Помните уже, наверное, бессмертное: «правду говорить легко и приятно». Вот и о новом спектакле писать легко и приятно. Потому что в нем живет правда, пускай горькая, мятежная, неоднозначная, но такая родная: вездесущие дураки, привычные дороги, чиновники – «плут на плуте», иной русский колорит… Однако при этом злиться и отчаиваться совершенно не хочется, потому как есть надежда.
Это странное, пленительное чувство охватывает уже в первые мгновения в зрительном зале. Ищут свои места люди, тянутся за программкой, роняют звонкие номерки от гардероба, а на сцене застыла и ждет детская хрустальная мечта. Мотивы гжели и мценского кружева, ледяные горки и белоснежные облака. И из этого полотна сотканы маковки храмов, купола деревьев, стены домов, целые улицы… Даже удивляешься, насколько обыденно проживают свою жизнь герои в таком антураже. Их одежда и будни скромны, затерты повседневностью, но так близки – телу и душе!
Протопоп (народный артист России Петр Воробьев) вздремнул, вернувшись с заутрени. Явно некстати сейчас Маланья (заслуженная артистка России Татьяна Симоненко) со своими сплетнями, охами-ахами. Два совершенно непохожих персонажа щедро делятся теплотой и гармоничностью характеров. Отвлекаешься от обаяния сценографии, и поношенная риза священника, и старый платок женщины кажутся такими настоящими. Веришь, что их щеки горят с мороза, в избе пахнет «старыми фортепианами» и свечным воском.
Но тут появляется нежданный гость – Анюта (Ольга Форопонова), метко охарактеризованная Маланьей в трех словах: «Молодая, пригожая, бедная…». Русскому человеку все сразу понятно.
Проблема девушки по сути своей банальна: гражданский муж, лишенный четкой гражданской позиции, «попал в трудные комбинации». Что еще сказать о персонаже Павла Сыромятникова, даже не получившем в спектакле собственного имени, так и прозывавшемся по роду занятий – Ветеринаром.
Святой отец ведет расследование
Зрителю предстоит узнать, чем закончится забавная и трагичная история о бессмысленном и беспощадном русском шантаже, когда за дело берется ни больше ни меньше протопоп, который и поведет расследование. (Право, непривычный словесный оборот в духе детективного жанра.) Публика вместе с героем Петра Воробьева не то чтобы изучает, скорее убеждается в своих познаниях и предположениях относительно русской действительности…
При всем этом зрителя бросает в жар от только что выпитого батюшкой чаю, хочется вместе с протопопом поразмяться после недолгого прерванного сна. И приятный грех гордыни обязательно охватывает после очередной придуманной героем хитрости. Всякий раз с превеликим удовольствием поддаешься удивительному актерскому таланту актера не просто заинтересовывать действом, а вовлечь в него.
Тайнобрачию – бой!
Кто не встречался с русской логикой: вроде бы да, а вроде бы и нет…Все как у Лескова, все как в жизни.
Что поделаешь, у нас в порядке вещей быть полным дураком и немного женатым. «Люди теперь любят как-нибудь и венчаются как-нибудь – без понятия». Это даже не сатира, а констатация факта.
За браки, которые совершаются на земле, установлена своя такса. О чем не без удовольствия повествует сметливый служка Вава (Сергей Евдокимов). В двух вещах: ханжестве и честности его точно не уличишь.
Протопоп, применивший дедуктивный метод, проведший пару очных ставок, в ситуации с блеском разобрался. Общего он изменить не в силах, а вот о частном позаботиться может. Духовному лицу предстоит решить, что важнее: факт или свидетельство, объяснить, чем отличается донос от докладной записки. Весьма занятно и поучительно выходит. При этом очень ненавязчиво режиссер избегает всякого обращения к двойным стандартам, углубленному морализаторству.
Облико морале
Если Вава свою мораль избрал, и она мелодично позвякивает в кармане, то у протопопа выбор куда сложнее. Если погружаться в понятия, придется противопоставить человека и систему, закон и совесть, традиции и жизнь, но никто этого делать не собирается. Мудрость, хитрость и обаяние героя Петра Воробьева уберегают зрителя от мучительных терзаний и пререканий о нравственности: «Я во всяком случае не ксендз, чтобы вас укорять, и не протестантский пастор, чтобы от ваших откровений прийти в ужас или в отчаяние…».
Прямота даже птичкам на двух ветвях власти: генералу (заслуженный артист России Сергей Коленов) и преподобному помогает быстро и дипломатично договориться.
В этом диалоге тонко и чисто звучат совершенно серьезные ноты. Протопоп словно отстраняется от ироничного «следствия», улыбка на устах сменяется слезами в глазах. Вроде и смешное дело выходит, но разве ж должны люди страдать, а зеркала казаться настолько кривыми.
Концентрация горечи и сожаления о несправедливости как росинка исчезает под лучами юмора, чтобы не превратиться в назидательность и не превзойти допустимую степень искренности. Однако след оставляет глубокий.
Сочувствие сменяется смехом, когда видишь, как хорош генерал в срежиссированном для него протопопом эпизоде. Русскому офицеру удается побыть Наполеоном и даже взять свой маленький Тулон. Актером это исполнено очень уморительно, тонко, без намека на карикатурность. Но при этом с большой долей самоиронии.
Да будет свет
Протопопу, конечно, пришлось взять на себя роль вершителя судеб, но вместе с тем и основной удар в виде натиска некой «развитой» барышни, несостоявшейся грозной супруги (Марианна Иванова).
В пьесе Тараса Дрозда акцент сделан не на ситуации, а на человеке, для кого-то ставшем преподобным по роду службы, а для кого-то – по качествам души...
Для униженных и оскорбленных есть не только царствие небесное, но и земное сочувствие. Его как милость Божию находит Анюта, олицетворяющая в постановке глупую доверчивость и вместе с тем саму нежность и любовь. Пожалуй, кристальная искренность далась Ольге Форопоновой так легко еще и потому, что вместе с ней на сцену вышли ее дети – София и Матвей Карташевы. Не важно, кем они станут в будущем, важно, что этот актерский дебют помог принять участие в сотворении чего-то настоящего, вечного, ценного.
«Рече Господь: аще могу – помогу»
Полотно спектакля только на первый взгляд кажется милым, простым, ненавязчивым в своей тихой назидательности.
Если разобраться, в постановке нет ничего однозначного. У каждого свои грехи. За гармоничной и обыденной сценой получения должностным лицом взятки следует размышление о бескорыстии, которое не что иное, как «воля Господня, милость Божия». Режиссер не твердит о слепом смирении с вечными страданиями, не размышляет о тяжелых грешных временах, готовности принять все беды, уповая на высший суд. Не принимает мерзость, глупость как данность. В одном лишь уступка – в умении прощать. В конце концов «они хоть и дурачки, да наши».
Спектакль с интригующим названием «Русское тайнобрачие» оказался лекарством от жадности и душевной бедности, прописанным нашему народу много лет назад Лесковым и возрожденным на орловской сцене.
Завершая 201-й театральный сезон накануне Пасхи, худрук ОГАТ имени И.С. Тургенева Игорь Черкашин поблагодарил зрителя за преданность театру и рассказал о своей вере, мечте и надежде встретиться следующей осенью всем вместе под родными сводами тургеневского дома.
Источник: «Орловский вестник»
Ольга Сударикова