Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39
25 октября 2021

Открытие нового 207-го театрального сезона в ОГАТ им. И.С. Тургенева ознаменовалось сразу двумя премьерами.

Открытие сезона состоялось 1 октября. Зрителям был представлен спектакль «Блеф» (12+) по пьесе Александра Сухово­Кобылина «Свадьба Кречинского» в постановке главного режиссера театра Владимира Хрущева.

Вечные вопросы

«История промотавшегося дворянина, затеявшего ловкую авантюру и решившегося на откровенный подлог, интересна как самой интригой, так и неоднозначным образом главного героя», — так был анонсирован «Блеф».

Классическую комедию, неизменно благосклонно принимаемую критиками, драматургами и зрителями уже более полутора веков, режиссер и артисты орловского театра сумели подать свежо, ярко и очень современно.

В афише спектакля указан жанр «авантюрная комедия», и «Блеф» действительно получился динамичным, забавным и легким для просмотра, однако одно из главных, вероятно, достоинств постановки состоит в том, что зрителей она заставляет крепко задуматься.

Кто же такой Михаил Кречинский — то самое «обаятельное зло», которому невозможно противиться? Человек без совести, достоинства и чести, способный хладнокровно и продуманно входить в доверие, чтобы сыграть на чужих чувствах, обмануть, и это самое доверие ради собственных целей предать? Или мятущаяся, по сути, душа, человек, забывший в водовороте жизни и за азартом карточной игры о лучших своих качествах и чувствах, но все еще способный на них?

Однозначного ответа на этот вопрос в контексте пьесы и не может существовать. Тем не менее сама по себе эта история интересна не только персонажами, блестяще прописанными Сухово­Кобылиным в 1854 году и воплощенными ОГАТ им. И.С. Тургенева сегодня.

Можно сказать, что «Блеф» — это рассказ о том, что даже человек, вызывающий самую искреннюю симпатию, способен обмануть, и относиться с осторожностью следует не только к словам, но и к поступкам тех, кто кажется хорошо знакомым. Однако это лишь один из аспектов.

На деле же «Блеф» — глубокая и наполненная смыслом история о том, что все в жизни зависит от восприятия самого человека. О том, что восприятие одних и тех же людей и событий слишком во многом продиктовано опытом, кругозором и широтой взглядов каждого из нас. И быть может, для того чтобы избежать многих неприятностей и даже бед, стоит научиться в первую очередь прислушиваться не только к себе, но и к другим, принимать чужую точку зрения как равновероятную собственной, менять угол зрения и быть в своих суждениях гибче, чтобы докопаться до истины.

В любом случае «Блеф» — тот спектакль, у которого есть все шансы вызвать живой интерес у зрителей, приходящих в театр для того, чтобы получить хорошую пищу для размышлений.

Ближайший его показ ожидается 6 ноября.

Настоящие чувства

Премьера спектакля «Земля Эльзы» (12+) состоялась на малой сцене орловского театра имени И.С. Тургенева 13 октября.

Постановка была представлена как «Почти счастливая история», и посмотревшие ее зрители самых разных возрастов сошлись во мнении, что это определение верно.

Ей 76, ему 72, и в обществе принято считать, что в этом возрасте им уже не должно быть интересно ничто, кроме внуков, огорода... Однако, невзирая на возраст и общественное мнение, герои осмелились испытать любовь и счастье, которого не узнали в молодости.

Сюжет необычен, он интригует, и самое, пожалуй, главное, заставляет верить в хорошее.

Артисты театра и режиссер­постановщик Нелли Галченко действительно сумели затронуть душу зрителя, заставить всех без исключения задуматься о том, что, возможно, ничто в жизни не потеряно, и какой бы опыт ни был позади, всегда остается надежда на лучшее. О том, что любовь — прекраснейшее из человеческих чувств, способное озарить самые серые будни и помочь человеку, сколько бы лет ему ни было, оказаться выше предрассудков и непонимания.

После просмотра «Земли Эльзы» мнения выходящих из театра зрителей разделились. Кто­то счел спектакль «слишком жизненным», другие, и их, надо заметить, большинство, охарактеризовали постановку как одну из лучших, когда­либо виденных ими не только в Орле, но и за его пределами.

Неоспоримым остается факт: спектакль никого, включая присутствовавших на премьере детей, не оставил равнодушным. Возможно, так произошло потому, что в его героях зрители узнали себя, своих друзей и родных. Ведь не узнать невозможно, слишком велико ощущение того, что разворачивающаяся на сцене история происходит с кем­то очень знакомым, с реальными людьми, с нами самими. Или же причина такого однозначного успеха заключается в том, что «Земля Эльзы» — это история о настоящей любви и понимании. Любви не столько романтической, а скорее глубокой, искренней и человеческой.

Любовь, о которой рассказывает спектакль, это не только чувства между мужчиной и женщиной, но и нежность матери к своему, пусть даже совсем взрослому, ребенку, это желание пощадить чувства дорогого человека, сберечь его от страшной правды. Любовь — как готовность принять чужое решение, даже если оно кажется совершенно сумасбродным. Любовь — как естественное желание человеком лучшей жизни в равной степени для других и для себя, как способность просто так, просто потому что можешь, сделать другого счастливым.

Да, это лучшее из человеческих чувств ведомо далеко не всем, и об этом «Земля Эльзы» напоминает тоже.

Однако главное, ради чего постановку стоит посмотреть — это та самая искорка надежды, которая подчас необходима всем нам.

Ближайший показ спектакля запланирован ОГАТ им. И.С. Тургенева на 9 декабря.

Обе премьеры можно посмотреть по «Пушкинской карте».

Анастасия Извекова

Источник: Орловская городская газета

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!