Третий день работы VIII Международного театрального фестиваля «Русская классика» порадовал интересными постановками высокого художественного уровня. Орловский государственный театр для детей и молодежи «Свободное пространство» представил спектакль «Лес» по пьесе А.Островского. Режиссер-постановщик – Вера Анненкова.
Обе постановки третьего фестивального дня - по произведениям Островского, и обе доказывают, что, так называемая, классика не нечто занудное, под слоем вековой пыли, обязательный пункт культурной программы, куда насильно загоняют школоту и студентов - а современный контент, но со знаком качества, который не отринуло, ни одно из предшествующих поколений. Публика увидела остроактуального, живого Островского, чьи наблюдения проницательны, рассуждения объективны, а язык, с его красотой речевых оборотов, неподражаемым юмором, достоин искреннего восхищения.
Пьесу «Лес» нередко называют театром в театре, что на сегодняшний день модный художественный прием.
Создатели спектакля исследуют тему маски в широком смысле слова: загадка её природы; человек в маске и без – каков он; кто правдив: тот, что в маске по призванию или по личному выбору.
В спектакле, как и в пьесе, обыгрывается известная цитата из комедии Шекспира, ставшая аксиомой: «Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль». Театр, в котором действуют персонажи «Леса», в жанровом отношении именно комедия, комедия человеческой жизни. Глазами трагика Несчастливцева (Валерий Лагоша) и комика Счастливцева (Николай Рожков) зрители наблюдают театр госпожи Гурмыжской (Ирина Агейкина), этого «Тартюфа в юбке», которая и себе избрала вполне конкретную роли и распределила роли среди её окружающих в усадьбе Пеньки.
Властная, скупая, несправедливая помещица, готовая на любое лукавство, которая мягко стелет да жестко спать, разыгрывает добропорядочную, высоконравственную благодетельницу.
Её alter ego, бессловесный, но наравне с ней, один из главных персонажей в пьесе и жизни – деньги - незримо присутствует на сцене. И эта проблематика, обозначенная Островским, актуальна как никогда: с одной стороны, это деньги, от которых порой зависит жизнь и судьба человека (вот и в истории Петра (Валентин Тюрин) и Аксиньи (Елена Симонова) их счастье имеет конкретный ценник и за него идет торг); с другой, взрослая состоявшаяся женщина, влюбляющаяся в юнца – ведь как часто мы сейчас наблюдаем, когда такие женщины, скучающие со сверстниками, выбирают себе молодых любовников. Именно это происходит с Гурмыжской, но свою страсть к Алексею (Максим Громов) и желание соблазнить его она преподносит, чуть ли не как спасение беззащитной страждущей души.
Зрителями этой комедии поневоле становятся провинциальные актеры. Их образы – метафора боли художника из-за ужаса и несправедливости, творящегося в мире, желание изменить его к лучшему. Пускай в жизни художник не может конкурировать с хищниками, борющимися за деньги, власть и удовлетворение своих прихотей. Им нечего делать на ярмарке тщеславия. Зато на сцене артист всесилен и через свое искусство, в данном случае – театральное, может обратиться к человеку и что-то изменить.
Валерий Лагоша, любимый актер орловских зрителей, без которого спектакль бы не состоялся, и невозможно представить кого-либо другого в этой роли, со сцены через своего героя обращается к нынешнему зрителю, ставя перед ним важнейшие общечеловеческие вопросы: что случилось с подлинными ценностями, деньги или все же сам человек решает собственную судьбу, что есть честь и бесчестие для нас сегодняшних?
Артист с живой душой, выступающий против остервенелых обитателей дремучего леса, кишащего хищниками, противопоставляется обывателям, ломающим жестокую комедию, уподобившихся злым, алчным комедиантам.
Отдельно стоит отменить сложную в техническом отношении и яркую, необычную в смысле творческом сценографию, стилизованную, но и не лишенную некоторых привязок к конкретной эпохе (сценограф – Сергей Тимонин, художник по костюмам – Клёна Родкевич).
Надеемся, спектакль «Лес» театра «Свободное пространств» надолго задержится в афише театра.
Инга Радова