Версия для слабовидящих+7 (4862) 76-16-39
29 апреля 2015

Орловскому государственному театру им. И.С.Тургенева не впервой обращаться к новым, так скажем, «неизбитым» репертуарным авторам.  Пьеса современного драматурга из Стерлитамака  Республика Башкортостан Владимира Жеребцова «Пикничок» уже идет на сцене театра, а к Дню Победы состоялась премьера спектакля «Выстрел» по его пьесе «Предатель». Спектакль, скорее можно назвать фильмом-спектаклем, спектаклем-исповедью на военную тему. Захватывает  реалистичность и достоверность изложенных событий.

Тема войны и смерти выражена в постановке сложным, многозвучным сценическим языком. Это сразу отражается в сценографии. Простые  декорации сделаны будто для того, чтобы не отвлекать зрителя от познания разных и интересных личностей героев, чтобы мы могли полностью окунуться в ситуацию, в конфликты, в чувства и мысли персонажей. Для этого не нужна красочная картинка, более того, она может мешать и отвлекать. Воображение само создаст картину, а безупречная игра артистов поможет в этом. Полагаю, каждый зритель найдет в этом спектакле что-то для себя, возможно, увидит какие-то свои черты в ком-то из героев, возможно, больше поймет друзей или врагов. Первое, на что обращаешь внимание – достаточно молодой возраст постановочной группы и многих  актёров. Это обстоятельство представляется мне особенно важным и во многом объясняет выбор пьесы и её прочтение.

Занавес открывается, и перед нами  герои спектакля, одни, в полуподвале плохо обогретой  комнаты. На кровати лежит окровавленный солдат, рвется тоненькая нить жизни, которая, казалось, обещала быть бесконечной. Но пока жива душа — жива и его любовь к жизни, слабость и голод не могут служить оправданием утраты этого чувства. Удивительно проникновенна сцена Федора  и Марии в исполнении артистов Павла Сыромятникова и Юлии Некрасовой. Скажу сразу – наибольшим проникновением  в образ мне показалось исполнение роли Марии актрисой Ю.Некрасовой. Самое поразительное то, что по своей психофизике и внешним данным актриса  входит в роль идеально, она создана для нее, ее видишь за текстом, но за лицом - маской  глубоко трагичный образ. Мы видим, как героиню  мучают сомнения в правильности выбора, она работает на стороне оккупантов. Режиссер выстроил мизансцены таким образом, чтобы максимально раскрыть личности  героев.

Напряженный  диалог персонажей  — словно тихий плач израненных войной сердец. Сколько душевных терзаний актеры  вложили  в создание своих ролей. Внимание, точность, подвижная психофизика – вот, что помогает им в этой работе, актеры  очень достоверно передают чувства и переживания, происходящие  в душах их  героев.  На фоне фасада с библейским сюжетом —  серый, мрачный свод храма, как бы засыпанный пеплом только что оконченного боя, будто зафиксированный на чёрно-белую плёнку документального кино или проступающий на выцветших фотографиях. Даже  офицерская форма  выглядит именно так, как на старых снимках. Русский солдат - партизан - в форме начала войны,  в нелепом ватнике тех времен, и в каком-то безжизненного цвета  костюме -  главная героиня. Чёрно-белый, желтовато-коричневый, мёртвый, убитый войной мир мы видим  на сцене.

Нельзя не отметить и большую удачу  режиссера Игоря Черкашина, в том, что он собрал поистине  команду единомышленников, заразил их своей идеей: артистов,  художника Екатерину Камышалову,  видеорежиссера Петра Мусатова – и  успех не заставил себя ждать. По меткости попадания в болевые точки нашей жизни этот спектакль можно смело ставить на первое место.

Спектакль «Выстрел» ставился на малую сцену. Но в связи с реконструкцией театра  играют его на сцене Городского центра культуры, зрительный зал которого камерным не назовешь. Этот факт, конечно, мешает  зрителю  поймать каждый взгляд, жест, чуть заметную  мимику героев, но  благодаря актерскому мастерству и профессионально построенным мизансценам,   удается прочувствовать историю не меньше, чем, если бы это происходило на малой сцене театра, к которой мы привыкли.

Несомненно, очень интересной является линия «войны» между Топорковым (артист А.Карташев) и Алымовым (П.Сыромятников). Две абсолютно противоположные и в то же время имеющие столько общего наиболее сильные личности из всех представленных в спектакле. У каждого свои взгляды на методы ведения боя и войны в целом. Для Топоркова важны: соблюдение дисциплины, подчинение приказам  и следование правилам устава, его методы довольно жестки и грубы, однако, в каком-то смысле они оправданы временем, и доля истины в этом есть. Алымов же считает, что важнее осмысленность действий, взаимопонимание и  максимальное сохранение солдатских жизней. Оба правы, оба страстно желают освободить Родину от фашистских оккупантов, но вот  только методы разные.  Профессиональная  игра артистов, исполняющих роли немцев Курт Гросс -М. Лысанов, Доктор - А.Царьков, Отто Грюндберг - А.Моисеев вызывает не меньшее  восхищение. Осанка, походка, жесты, манеры, взгляды – все простроено  до мелочей. Понятна их жестокость, цель  и задача  в этой войне, и в то же время  мы видим в их действиях – страх быть уничтоженными. Эпизод проведения операции по извлечению пули вряд ли оставит кого-то равнодушным.

Спектакль раскрывает тему  не просто о рядовой или случайной ситуации на фронте. Он - о борьбе за свои идеи, за свою правду, о вере,  долге перед собой и жизнью. О том, что иногда можно поступиться своими  принципами ради чего-то более важного, но никогда не предавать, какими бы  благими целями не руководствовался. Мне кажется, спектакль - о каждом из нас. Любой человек может оказаться перед  сложным жизненным выбором, и именно поэтому он имеет такой успех. Невольно мы все находим между собой и героями много общего, пропускаем их переживания и поступки через себя.   Я уверен, многие зрители  будут снова и снова возвращаться, пересматривать спектакль  и каждый раз открывать для себя что-то новое, потому что  артисты не просто играют, они проживают жизнь героев  длинною в один день, и замечательно, что жизнь эта каждый раз разная.

В финале спектакля на стене храма мы видим страшное документальное кино всех войн и локальных  конфликтов, начиная с  Великой  Отечественной войны, Афганистан, Чечня, Абхазия, Украина. А потом наступает минута тишины, Мария уходит, осознав свое предательство, последний раз посмотрев на фреску «Поцелуй Иуды» – слышится выстрел: Мария убила в себе войну. И опять пошли кадры о солдатах всех войн, о тех, кто их ждет, о верности  и надежде на чудо. Видеоряд ошеломляет, приводит душу в состояние  гордости и смятения. Очень точно и в тему звучит  современная песня  о войне, ее мелодия лейтмотивом проходит через весь спектакль. Если бы я не знал, что ее, как и всю музыку к спектаклю, нашел режиссер, то подумал, что она специально написана именно к этой постановке.  Для нынешних молодых та страшная война – далёкая история. Для меня и моих сверстников, рожденных в 1960-х, она представляется очень близкой, воспринимается почти как часть собственной биографии, а те, кто родился на исходе ХХ века, видят её издалека – через кино и книги – и не только через российский, но и европейский художественный опыт. И задача театра: донести до них всю правду о людях, их подвиге, о том времени. Чтобы не исчезло поколение людей, у которых наворачиваются слезы, услышав песню  «Вставай, страна огромная!».

«По-настоящему война никому не нужна, но многим нужна ненависть». Ненависть и теперь слишком сильна – в нынешнем мире, который вновь и вновь воюет. Вот это и является ключевой темой спектакля: давайте помнить о войне, давайте хранить все, что заставляет нас помнить о ее ужасах.   

Для этого не нужно брать оружие в руки — искусство имеет свой арсенал для взывания к памяти.

Начальник отдела музея Костяков А.И.