В рамках VIII Международного театрального фестиваля «Русская классика» Владимирский академический областной драматический театр показал спектакль «Зыковы» по одноименной пьесе Максима Горького.
Режиссер — Борис Бланк.
Уже одним выбором пьесы театр проявил себя истинным культуртрегером, ведь в данном случае зрителя знакомят не только с малоизвестным произведением писателя, но и с неожиданным, учитывая привычный имидж певца революции.
В пьесе Горького «Зыковы», написанной в 1913 году, не акцентируется социальная проблематика — это произведение о любви, о том, что такое «любить по-русски». Здесь — эмоции через край, половодье чувств, и каждый с самого начала знает, чем все закончится. Фатальные страсти персонажей прошли тонкую психологическую огранку драматургом, что дало пьесе объем, глубину и художественную завершенность.
Лесопромышленник Антип Зыков, честный делец, трудяга, человек слова (Игорь Клочков) без памяти влюбляется в невесту сына — Павлину (Наталья Демидова). Все: его сестра, умная, богатая и несчастная Софья (Любовь Гордеева), мать Павлины (Галина Фатхутдинова), лесничий Муратов, умный и ироничный (Юрий Круценко), Шохин (Владимир Лаптев) предрекают его любви трагический финал, но не препятствуют браку Антипа и Павлины. Несмотря на то, что вначале у влюбленных во всем царит согласие и взаимопонимание, постепенно над их семейным счастьем сгущаются тучи: поверхностная увлеченность Павлины харизматичным, брутальным, искренним в чувствах Антипом рассеивается, и вот она уже влюблена в болезненного, слабохарактерного, но доброго, спокойного, мягкого в обращении Михаила, сына Антипа (Анатолий Шалухин).
Мелодраматическая коллизия страстей, сродни шекспировским, действительно, заканчивается хуже некуда, и не последнюю роль в этом играет предвзятое отношение окружающих к неравному браку главных героев: Павлина становится все более нервной и напряженной и еще с большим интересом вглядывается в Михаила, а Антип, чувствуя изменения в отношении к нему, ревнует сильнее и сильнее.
Предательство Павлины и попытка самоубийства Михаила разводят их навсегда: девушка уходит восвояси, а Антип остается наедине с разбитыми надеждами и не воплотившимися в жизнь мечтами. Пьеса заканчивается сценой-парафразом чеховской «Чайки»: самоубийством Муратова, который не смог добиться взаимности у разочарованной в жизни и людях Софьи.
Спектакль запоминается удачными актерскими работами, интересной сценографией, представляющей мир богатой купеческой семьи, и уважительным отношением к авторскому тексту.
Правда, навязчивый музыкальный лейтмотив, пронизывающий спектакль от начала и до конца, призванный подчеркнуть чувства, охватывающие действующих лиц, звучит, как кажется, слишком часто. Местами эта иллюстративность становится избыточной.
Также кто-то может счесть находкой, а кто-то Ахиллесовой пятой спектакля, то, что уже вначале его финал оказывается предопределен.
Кроме того, внимание целиком сконцентрировано на чувствах героев, на их внутреннем мире — в то время, как опущен ряд подробностей жизни героев, делающих более понятными мотивы их поведения.
Однако несколько перечисленных спорных деталей, не умаляют многочисленных художественных достоинств постановки. Это живой, современный спектакль, который, наверняка, не оставит зрителя равнодушным.
Инга Радова